Читая книгу Нассима Талеба "Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости", меня поразила глава 10, где он здание Сиднейской оперы, по которому многие могут узнать Австралию, называет памятником нашему неумению планировать! И подтверждает это фактами - предполагалось, что Сиднейский оперный театр откроется в начале 1963 года и затраты на строительство составят 7 миллионов австралийских долларов. В итоге театр заработал с опозданием на 10 лет и стоил 104 миллиона!
Такой колоссальный просчет красноречиво показывает, что в оценке трудозатрат тогда применили методы и метрики, далекие от реальности. Сейчас рынок более точен и осторожен, но если выполнить поиск методологий рассчета бюджета проекта, то часто он приводит только к методологии для эффективного производства (Scrum, например) и систем баг-трекинга (Jira), которые сами по себе не гарантируют получение результата, они дают возможность для планирования. Так же не гарантирует получение результата и сильная команда: совсем недавно мы были свидетелями, когда один из крупных банков набрал сильную команду программистов, чтобы сделать передовой продукт, но не получилось. И скорее всего, это не исключение, а наоборот - когда сильная команда сделала продукт самоорганизовавшись - это исключение или везение.
Производство в определенный момент приходит к понимаю, что требуется организовать процесс, спланировать промежуточные итоги и сделать это так, чтобы промежуточные результаты были синхронизированными между командами, иначе одна команда не сделав свою часть, может остановить десятки других. Причем требуется с достаточной точностью спрогнозировать и спланировать результат каждой команды как в течении нескольких недель, так и месяцев. И обратите внимание, что точность может быть приемлемой на сроке в 2 недели, но имеющаяся погрешность, накладываемая каждые 2 недели уже через несколько месяцев приводить к неприемлемому выбиванию из срока.
В нашей компании "Диасофт" для решения организационных задач и задач планирования используется методология, которая является результатом 30-ти летнего опыта производства банковского ПО. Кратко её можно описать метафорой нашего Главного архитектора с гречневой кашей - есть много рецептов приготовить это блюдо, при этом время готовки сильно отличается: от 20 минут до 1.5 часов! При этом все рецепты правильные и работающие. Но если гурманы могут себе позволит гречку в 1.5 ч готовки, то рынок не готов переплачивать 1 ч за результат, который добавит малые изменения в конечный результат. А если ещё в производстве одна команда будет использовать рецепт на 20 минут, а другая рецепт на 1.5 час, то проект под угрозой. Поэтому у нас проект разбивается на шаги, каждый из которых будет состоять из задач, которые имеют стандартное и гарантированное время выполнения и по этому стандарту работают все команды. Например, задача разработка типового АПИ, трудоемкость 8ч. Причем плановая трудоемкость это одна из наших ценностей, цифры получены из опыта, проверены на многочисленных проектах, т.е. делом и результатами доказана работоспособность модели!
Кроме задачи нормирования, требуется и контроль задач, организация команд, проактивное выявление отклонений от планов и on-line аналитика прогресса. Только когда все упомянутые аспекты соблюдены, на выходе гарантированно будет продукт.
В эру цифровой трансформации, в нашей компании для каждой производственной задачи реализовали платформу развития бизнеса Digital Q, чтобы решения применялись не только в нашей компании, но и во всех смежных областях. Например, платформа Q.Management «Эффективно и системно управляет командами разработки» и включает в себя такие PBC (Package Business Capability) как: «Нормирование задач», «Оценка спринтов», «Рейтинг команд» и другие, которые как раз решают планирования и контроля. В платформах весь опыт нашей компании планирования работ, их контроля и учета, распределения между командами, а так же промежуточная отчетность и аналитика. Познакомившись с ними поближе, приходит понимание, что все это не просто коммерческие продукты, это ценный вклад в наше с вами и общества развитие! Уверен, что если в каждой сфере подступят к задачам планирования как в нашей компании, проекты "Сиднейской оперы" будут попадать в плановые затраты и точно в срок!