Зачем фасилитировать командные обсуждения

Чтобы добиваться новых результатов – нужно работать в команде. В 2020 году стало очевидно, что инновационные и прорывные решения появляются в ходе командных обсуждений. А ещё выяснилось, что нужно учить команды общаться друг с другом.

В чём дело

В командных обсуждениях люди по-разному себя ведут: кто-то предпочитает отмалчиваться, кто-то перетягивает одеяло на себя, кто-то вступает в конфликты. Чтобы решить сложную нетривиальную задачу нужен баланс сил, компетенций и мнений, а значит всех нужно вовлечь в конструктивный диалог.

Когда совещания длятся часами, а результатов не приносят – это значит, что в вашей команде никто не управляет процессом обсуждения.

И здесь на сцену выходит человек, который будет фасилитировать процесс: создаст условия для командной работы.

Что такое фасилитация и зачем она нужна

Фасилитация помогает группе разных (во всех смыслах) людей включиться в проработку вариантов действий, анализ неоднозначных данных, обсуждение ситуаций, когда нет всей полноты информации.

Неочевидный плюс фасилитации: классные командные обсуждения мотивируют сотрудников активнее включаться в выработку решений и охотнее их реализовать.

Как выглядит процесс фасилитации

1) Для начала определяем, какую проблему мы решаем и к какому результату совместной работы идём. Результат не только измеримый, но и содержательный: в идеале мы выходим с пониманием, о чем мы договорились, и с дальнейшим планом действий.

2) Выстраиваем процесс обсуждения так, чтобы максимально вовлечь всех участников и рассмотреть большое количество вариантов. При этом надо не утонуть в спорах и рассуждениях.

Это самый большой вызов для команд. Если с результатом они как-то определяются, то выстроить правильно процесс и затем правильно процессом управлять – это отдельный навык.

3) Фиксируем результаты.

Выглядит просто. Тогда почему команды нанимают фасилитаторов, а лидеры команд учатся фасилитировать?

Что нужно знать, чтобы действительно фасилитировать командные обсуждения

1. Этапы развития группы

Как дети, которые проходят разные возрастные кризисы, команда развивается по определённым законам и проходит через разные стадии своего становления. Если знаете, на каком этапе развития находится группа, то понимаете, какие процессы в ней сейчас идут и как выстроить дизайн сессии.

Простой пример: если люди проходят этап шторминга, то в начале нужно «вложиться» в налаживание коммуникации, выстроить более доверительные и открытые отношения между участниками.

2. Как строить процесс мышления команды над задачей

Есть два метода мышления: дивергентное и конвергентное.

Дивергентное мышление – это креативное мышление в разных направлениях, без критики и ограничений. Оно приводит к неожиданным результатам и выводам.

Конвергентное мышление связано с анализом, оценкой имеющихся альтернатив и принятием решений. Это процесс, в ходе которого мы берем множество идей, оцениваем, анализируем все «за» и «против» и, наконец, принимаем решение.

Фасилитатор помогает команде переходить от одного метода к другому в зависимости от того, на какой стадии находится обсуждение.

3. Как управлять обсуждением на уровне группы и на уровне отдельного человека

Если один из участников молчит – как с ним быть? А если один берёт всё на себя и болтает без умолку? Может быть группа пассивна и люди не привыкли разговаривать друг с другом? Или они поссорились и начинается конфликт?

Здесь нужны развитые коммуникативные навыки, чтобы правильно задавать вопросы, гибко реагировать, разрешать конфликты. Обязательно знать и понимать техники работы в команде, чтобы уместно применять их в нужных ситуациях.

Резюмируем

Если ваши встречи с коллегами затягиваются, цели не достигаются, а качество обсуждений оставляет желать лучшего – разбирайтесь в моделях развития команд, качайте мягкие навыки и учитесь фасилитировать.

11
Начать дискуссию