Чтобы добиваться новых результатов – нужно работать в команде. В 2020 году стало очевидно, что инновационные и прорывные решения появляются в ходе командных обсуждений. А ещё выяснилось, что нужно учить команды общаться друг с другом.В чём делоВ командных обсуждениях люди по-разному себя ведут: кто-то предпочитает отмалчиваться, кто-то перетягивает одеяло на себя, кто-то вступает в конфликты. Чтобы решить сложную нетривиальную задачу нужен баланс сил, компетенций и мнений, а значит всех нужно вовлечь в конструктивный диалог.Когда совещания длятся часами, а результатов не приносят – это значит, что в вашей команде никто не управляет процессом обсуждения.И здесь на сцену выходит человек, который будет фасилитировать процесс: создаст условия для командной работы.Что такое фасилитация и зачем она нужнаФасилитация помогает группе разных (во всех смыслах) людей включиться в проработку вариантов действий, анализ неоднозначных данных, обсуждение ситуаций, когда нет всей полноты информации.Неочевидный плюс фасилитации: классные командные обсуждения мотивируют сотрудников активнее включаться в выработку решений и охотнее их реализовать.Как выглядит процесс фасилитации1) Для начала определяем, какую проблему мы решаем и к какому результату совместной работы идём. Результат не только измеримый, но и содержательный: в идеале мы выходим с пониманием, о чем мы договорились, и с дальнейшим планом действий.2) Выстраиваем процесс обсуждения так, чтобы максимально вовлечь всех участников и рассмотреть большое количество вариантов. При этом надо не утонуть в спорах и рассуждениях.Это самый большой вызов для команд. Если с результатом они как-то определяются, то выстроить правильно процесс и затем правильно процессом управлять – это отдельный навык.3) Фиксируем результаты.Выглядит просто. Тогда почему команды нанимают фасилитаторов, а лидеры команд учатся фасилитировать?Что нужно знать, чтобы действительно фасилитировать командные обсуждения1. Этапы развития группыКак дети, которые проходят разные возрастные кризисы, команда развивается по определённым законам и проходит через разные стадии своего становления. Если знаете, на каком этапе развития находится группа, то понимаете, какие процессы в ней сейчас идут и как выстроить дизайн сессии.Простой пример: если люди проходят этап шторминга, то в начале нужно «вложиться» в налаживание коммуникации, выстроить более доверительные и открытые отношения между участниками.2. Как строить процесс мышления команды над задачейЕсть два метода мышления: дивергентное и конвергентное.Дивергентное мышление – это креативное мышление в разных направлениях, без критики и ограничений. Оно приводит к неожиданным результатам и выводам.Конвергентное мышление связано с анализом, оценкой имеющихся альтернатив и принятием решений. Это процесс, в ходе которого мы берем множество идей, оцениваем, анализируем все «за» и «против» и, наконец, принимаем решение.Фасилитатор помогает команде переходить от одного метода к другому в зависимости от того, на какой стадии находится обсуждение.3. Как управлять обсуждением на уровне группы и на уровне отдельного человекаЕсли один из участников молчит – как с ним быть? А если один берёт всё на себя и болтает без умолку? Может быть группа пассивна и люди не привыкли разговаривать друг с другом? Или они поссорились и начинается конфликт?Здесь нужны развитые коммуникативные навыки, чтобы правильно задавать вопросы, гибко реагировать, разрешать конфликты. Обязательно знать и понимать техники работы в команде, чтобы уместно применять их в нужных ситуациях.РезюмируемЕсли ваши встречи с коллегами затягиваются, цели не достигаются, а качество обсуждений оставляет желать лучшего – разбирайтесь в моделях развития команд, качайте мягкие навыки и учитесь фасилитировать.