BТБ зaмopoзил ИИC и лишил вcex нaкoплeний зa 2.5 гoдa

Являюсь постоянным и лояльным клиентом ВТБ с 2016 года, на счетах в банке всегда хранилась солидная (для меня) сумма в рублях и валюте.

С 2019 года в ВТБ был открыт ИИС, на котором были приобретены в том числе иностранные ценные бумаги, а также валюта и различные фонды ВТБ. Также был открыт отдельный брокерский счёт, на незначительную по сравнению с ИИС сумму, где также хранилось несколько иностранных ценных бумаг.

Непосредственно после событий 24.02.2022 г., когда появились сообщения о санкциях в отношении ВТБ, мной предпринимались попытки продать иностранные ЦБ и иностранную валюту с ИИС, однако банк ВТБ в одностороннем порядке заблокировал все торговые операции с иностранными активами своим клиентам (несмотря на то, что санкции в отношении самого банка вступали в силу только через 30 дней после их объявления). 20 марта 2022 г. от ВТБ пришло уведомление о переводе всех моих иностранных активов в "Россельхозбанк" (даже не в "Альфу") в связи с санкциями до 30.03.2022. При этом, из открытых источников было известно, что РСХБ не принимает ИИСы из ВТБ, только обычные брокерские счета.

СМС от ВТБ о переводе моих активов в Россельхозбанк (внезапно!)
СМС от ВТБ о переводе моих активов в Россельхозбанк (внезапно!)

Неоднократные ежедневные обращения в поддержку и офисы банка ВТБ (начиная с 21.03.2022) не внесли никакой ясности. Все специалисты советовали подождать и не предпринимать никаких действий, т.к. по их заверениям, мой ИИС должен быть переведен к Альфа-брокеру автоматически. На мои вопросы, почему мне пришло уведомление только о переводе в РСХБ, ответов не было либо они противоречили друг другу. В итоге, 30.03.2022 г. риторика резко сменилась и мне сообщили, что мой ИИС по неким "техническим причинам" остался заблокированным в ВТБ.

Специалист брокерской службы ВТБ подтвердил, что в реестре переводов мой ИИС не значится, причину объяснить не смог. Личный визит в офис ВТБ "Привилегия" по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Московский 220, 30.03.2022 также оказался безрезультатным, причины отсутствия перевода ИИС специалисты пояснить не смогли. Никаких ограничений для перевода, например маржинальных позиций или внебиржевых сделок по данному счету не было. При этом воспользоваться данным счётом (в части сделок по иностранным активам и валюте), снять часть денежных средств или закрыть его я не могу в связи с санкциями, наложенными на банк ВТБ как организацию. Специалистом горячей линии ВТБ мне было заявлено, цитирую:

Когда санкции снимут, тогда и разблокируется. Если хотите, обращайтесь в Минфин США самостоятельно, мы вам ничем помочь не можем.

Банк ВТБ (ПАО)

В тот же день, 30.03.2022, мной было оставлено два заявления на разбирательство по данной ситуации - в офисе в бумажном виде (№ CR-8909940) и в личном кабинете интернет-банка в электронном виде (№ CR-8910661) с подробным описанием сложившейся ситуации и просьбой проинформировать меня о вариантах ее разрешения. Банк ВТБ уведомил, что заявления будут рассмотрены и на них будет дан ответ до 14.04.2022. В итоге, срок рассмотрения уже дважды переносился, 14.04.2022 и 29.04.2022 от ВТБ пришли СМС-отписки о том, что им требуется "дополнительное время на проработку обращений". Сегодня, 01.05.2022 г., никакой обратной связи от банка нет.

Отписки от ВТБ, ответа на обращения нет уже более месяца<br />
Отписки от ВТБ, ответа на обращения нет уже более месяца

По имеющейся информации, в аналогичном положении оказались более 15 тысяч клиентов, доверивших свои средства банку ВТБ (ПАО). Всех их уверяли, что крупнейший госбанк "автоматически и централизованно" перенесет ИИС в другую финансовую организацию и люди смогут продолжать свободно распоряжаться своими активами. Как оказалось, это была либо циничная ложь, либо абсолютная некомпетентность. Скорее всего, смесь первого и второго.

Таким образом, банк ВТБ и брокер ВТБ, в нарушение Решения Совета директоров ЦБ от 18.03.2022 и вопреки публичной информации и заявлениям, распространенным самим банком ВТБ, по своей халатности "забыли" (или специально допустили) вывести ИИС тысяч своих клиентов, включая мой, из-под санкционного удара. ИИСы и все денежные средства на них, а это без преувеличения миллиарды рублей, остались на балансе ВТБ без доступа их владельцев к своим активам.

При этом банк ВТБ сознательно и в одностороннем порядке, без какого-либо предупреждения, заблокировал возможность продать иностранные ЦБ и валюту на счетах своих клиентов, начиная с 01.03.2022 г., хотя до вступления санкций в силу оставалось еще 30 дней. С учетом курса иностранных валют, на момент блокировки на ИИС было размещено более 1 млн. рублей, в основном в иностранных активах и валюте. Эти средства "заморожены" Считаю данную ситуацию грубым нарушением моих прав как клиента, в том числе права на получение полной информации о состоянии и движении моих денежных средств.

Требую от банка ВТБ разъяснить, по какой причине не состоялся обещанный перевод ИИС по соглашению 100PRC из депозитария банка ВТБ (ПАО) к другому неподсанкционному брокеру, а также сообщить детальный порядок действий, который позволит мне свободно распоряжаться средствами на ИИС, которые в течение 2,5 лет были доверены банку ВТБ.

Я и сотни других пострадавших уже обратились с заявлением в приёмную ЦБ РФ:

Заходите в мой 👉 телеграм-канал 👈 Там публикуются основные посты в более удобном и сжатом виде.

📌Другая аналогичная история "коллеги по несчастью":

Буду рад видеть Вас среди читателей моего Дзен-канала и телеграм-канала.

44
7 комментариев

Да. У меня знакомы продали 2 года назад квартиру, положили деньги в ВТБ, после начала СО перевели всё в $, потом хотели снять хотя бы в рублях. Хоть что-то. Им сказали "идите в ж0пу, ничего вам не дадим, ждите". И таких людей очень много. Очереди. И не дают вообще ничего ни снять, ни купить. Теперь людям даже еду не купить в магазине.
Вот такая невесёлая история.

2
Ответить

Добрый день. Ситуация крайне неприятная. Сам сталкивался с общением и постоянными замылиными ответами от поддержи втб по моим претензиями. В таких случаях всегда пишу и направляю досудебную претензию на юр.адрес, с ссылками на ФЗ и угрозами пени и штрафов в суде. Всё по закону, никакой лирики. До суда ещё не доводил, решается все быстрее чем писать им на горячие линии или кол.центры с шаблонными ответами поддержки. Желаю удачи в решении ситуации.

1
Ответить

Автору сочувствую. Абсолютно такая же ситуация как и у вас.
От ЦБ пришла отписка, подал исковое заявление в суд. Судя по всему, в конце февраля ВТБ заложил активы клиентов в НРД как обеспечение по своим маржинальным позициям, где они и были заморожены Euroclear.
В ВТБ у меня был брокерский счет на 10 млн. руб. За время заморозки уже потерял половину.
Я абсолютно уверен в том, что ВТБ - лживые воры под крышей ЦБ.
Никогда в жизни больше не доверю свои сбережение ни одному из российских брокеров.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вы невнимательно читаете. Речь о валюте и иностранных ЦБ. Московская биржа была закрыта с 28 февраля и почти до конца марта только в части фондового рынка, а валютная секция и активы на СПб бирже стали торговаться гораздо раньше, валюта так вообще не прекращала торговаться. В случае с ВТБ, у банка было 30 дней до вступления санкций в силу, и в течение всего марта банк МОГ позволить своим клиентам продать валюту и иностранные активы на счетах, но в одностороннем порядке заморозил их, успокаивая "дальнейшим переносом". ВТБ признался, что якобы испугавшись проблем в дальнейшем, он самостоятельно перевел все иностранные активы клиентов на неторговый счет. В то время, как у других подсанкционных брокеров эти активы спокойно торговались еще некоторое время, ВТБ мало того что не дал ничего с ними сделать, заверяя что всё вот-вот переведет, так еще и попросту "кинул" с переносом.

Ответить