Недавно я провела тренинг для главных инженеров одной крупной федеральной компании и пришла к выводу, что сейчас наступило время, когда руководители должны достать из арсенала все свои управленческие навыки и обратить свой взор именно на то, как себя ощущают сотрудники в компании и какой у них настрой на равномерную и эффективную работу.Время сейчас не самое простое для страны, да и для всего мира, но бизнес не стоит на месте – нужно работать и мотивировать персонал не поддаваться панике и выполнять свою работу планомерно и без скачков.Многие руководители сознательно не обращали внимания на эмоциональный интеллект, считая, что с помощью сильной руки и своего авторитета они смогу вовлечь персонал в процесс рабочей атмосферы. Все поменялось – пора развивать навыки эмоционального интеллекта.Что важно знать в этой теме?Эмоциональный интеллект— это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.Есть 4 составляющих Эмоционального интеллекта:Осознание своих эмоцийОсознание своих эмоций, умение анализировать и правильно их толковать.Осознание эмоций другихУмение понимать окружающих людей. Помогать им с учетом их эмоционального состояния.Управление своими эмоциямиУмение сохранять эмоциональный баланс. Чувствовать и осознавать свое эмоциональное состояние и действовать в соответствии с ним.Управление эмоциями другихЭто способность строить контакты и взаимодействовать с окружающими, учитывая их эмоциональное состояние.Я сознательно не буду затрагивать тему распознавания и управления своими эмоциями, так как в кризисные периоды бОльшая часть руководителей уже нашла свои алгоритмы и методики управления эмоциями. Давайте лучше разберем как же осознавать эмоций других людей и управлять ими.Осознание эмоций других людей1 способСледить за вербальным, паравербальным и невербальным поведением сотрудниковВспомним про три канала передачи сообщений: вербальный, невербальный и паравербальный. Вербальный – что говорим, паравербальный – с какой интонацией, невербальный – мимика, положение тела, движение рук.Существует эффект Мехрабяна, который гласит, что при знакомстве мы доверяем на 7% тому, что говорит человек, 38% с какой интонацией, 55% как он выглядит и где расположен.Эмоции живут в теле и с высокой долей вероятности проявятся, как бы человек их не скрывал. И если человек словами говорит одно, но действиями показывает совершенно иное, то такое поведение называется не конгруэнтным. В каком-то смысле люди обманывают самих себя, не осознавая этогоНаверняка возникает вопрос, а какие действия что означают. В самом деле их огромное множество и даже если перечитать книги на эту тему все равно отложится лишь часть. В данном случае главное правило: не интерпретировать каждое действие по отдельности, а рассматривать невербальное поведение в комплексе.В основном люди так-или иначе могут контролировать свои руки, в меньшей степени ноги и самое трудно поддаваемое контролю это мимика. Поэтому уделяйте внимание всем действиям. Сначала вы будете замечать изменения, а с практикой сложится понимание отчего происходят эти изменения.Мимику большинство людей не могут проконтролировать. По мимике вы можете отследить как сотрудник реагирует на ваши высказывания, какие он чувства испытывает, отвечает ли он вам честно. А слова дают нам лишь 7% информации.2 способРазвивать в себе эмпатиюМногие ученые – психологи считают, что эмпатия –это врожденный дар. Это не так. Ее можно в себе развить.Эмпатия — это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека. Эмпатичность заложена природой и есть почти у всех. В качестве примера можно привести связь матери и ребёнка. Они обладают глубокой эмоциональной связью и остро реагируют на смену настроения друг у друга.Упражнения, которые помогут развить эмпатиюНекоторые руководители практикуют такое: вы идёте в отдел, в котором, как вам кажется, ничего не делают. Их работа банальная, распечатал бумажечку, положил, и всё. Приглашаете коллегу из этого отдела рассказать, чем он занимается, и слушаете – с тем, чтобы разобраться в его работе, наладить, возможно, отношения, выстроить некий мостик. Это и про корпоративную культуру, а вам как руководителю это очень важно. Ещё один хороший способ – внимательно послушать людей, которые вам совсем не интересны. Можно доклад какой-то послушать и подумать, что спикер имел в виду.Стараться ставить себя на место другого человека. Представьте, что вы видите, как ваш подчиненный немного выпал из рабочего ритма и продуктивность у него немного упала. Вместо того, чтобы идти к нему с выговором – постарайтесь узнать у него, что сейчас происходит и в чем причина этого спада. Возможно, дело кроется в непростой ситуации в семье или в целом вся ситуация в мире немного выбила из колеи. Постарайтесь поставить себя на его место.Наблюдайте за людьми: как смотрят, как выглядит их лицо в момент разговора. Когда вы едете в метро или идёте по улице, смотрите на людей, что с ним сейчас происходит. Неважно, истинно они чувствуют то, что вы о них подумали, или нет; важно начать нарабатывать навык оценки: я смотрю на другого человека и пытаюсь понять, что он чувствует, что с ним сейчас происходит.3 способСпросить напрямуюВ первых 2 способах вам нужно будет приложить усилия и эффект будет не сразу, поэтому есть экспресс – совет, который можно использовать сразу, но делать его нужно аккуратно.С помощью следующих вопросов вы можете напрямую спросить у вашего коллеги или подчиненного – что у него сейчас происходит.1)Делать это нужно с помощью открытых вопросов· Что ты сейчас чувствуешь?· Расскажи. как тебе работается в нашем отделе?· Что тебя беспокоит?При этом вопрос, заданный напрямую «Какие эмоции ты сейчас испытываешь?» будет звучать довольно странно, и собеседник как минимум посчитает вас агрессивным. Такой прямой вопрос может вызвать некоторое беспокойство или раздражение. Поэтому важно задавать такие вопросы мягко.2) Вы озвучиваете эмоцию, ниже по интенсивности, чем та, которую вы предполагаете.То есть, если человек испытывает «страх», мы предполагаем, что он сейчас «немного обеспокоен»; если «злость» — говорим, что это лишь «некоторое раздражение»;В следующей статье я расскажу, как управлять эмоциями своих сотрудников.