Как разработчику прокачать soft skills ─ вырасти в ЗП и карьере
Soft skills ─ это то, что помогает нам быстрее прийти к результату, стать общительнее, увереннее в себе. Реализовать идеи и получить работу в лучшей компании. Заработать больше и вырасти в карьере.
Так ли нужны эти навыки IT-специалисту?
Представьте: классный программист. Он хороший исполнитель, быстро пишет код. Знает, что хорош в своём деле и не обращает внимания на «косяки» во взаимодействии с командой. Не замечает, что не умеет отстаивать свои идеи и отвечать на возражения. Боится конфликтов, а в любой обратной связи видит угрозу. Или наоборот - отстаивает мнение остро, категорично, с позиции - “правильно, как я говорю”.
Он классный спец, вот только в успешной компании он не задерживается и ни одну свою идею не может реализовать. Почему? Потому что у него просто не прокачены те самые soft skills, которые сейчас все больше востребованы.
Что будет, если не развивать софт скиллс?
1. Придётся работать в компании, где вы едва ли значимы как человек.
Речь о токсичных коллективах, где не уделяют внимание развитию «софтов», где неважно, умеете ли вы работать с командой, есть ли у вас своё мнение, как вы реагируете на конфликты. Что вы за человек ─ неважно.Главное, чтобы вы, как машина, пришли и написали код.
2. Попасть в европейскую компанию будет сложно.
В Европе очень востребованы «софты». Поэтому по этим навыкам многие соискатели проходят по 4-5 кругов отбора: с HR-партнёрами, с HR-директором, с коучем, со всей командой. В то время как по техническим навыкам – 1-2 круга.
Если вы знаете своё дело, но слабы как софт-специалист, вы не пройдёте в европейскую компанию. В хорошую российскую (с развитой корпоративной культурой) ─ тоже.
3. Вы не подниметесь по карьере.
Круто писать код, круто тестировать, делать потрясающий дизайн ─ этого мало. Важно уметь говорить об этом, отстаивать свою позицию, быть эмпатичным, уметь входить в здоровый конфликт со своими коллегами. Иначе вы просто не сумеете продать свои идеи.
Итак, о каких софт скиллс идёт речь?
Мы в PSYvIT выделяем 5 основных, которые важны на любой работе (и для IT-специалиста, и для уборщика):
- обучаемость;
- коммуникабельность;
- управление конфликтами;
- эмоциональный интеллект;
- командная работа.
Первое ─ обучаемость
Это способность быстро осваивать новый материал, быть гибким и адаптивным в новых процессах. Это база, которая очень важна в IT, где каждый день что-то меняется, и нужно постоянно учить новое.
Как развивать?
1. Составить план развития (что освоить и в какие сроки) и следовать ему.
2. Пробовать новое. Например, разработчику можно заняться рисованием. Освоить новый язык программирования или сальсу. Или просто поменять рабочее место - взять другой стул, сесть к окну.
3. Рефлексировать ─ давать себе объективную оценку, отслеживать, что вы движетесь в том же темпе, что и планировали.
Второе ─ коммуникабельность
Это способность говорить, слушать, вести «small talk», вовремя промолчать, грамотно представляться на встречах и конференциях, отстаивать свою позицию, быть нетоксичным (в том числе в переписке) ─ уметь давать и получать пользу через разговор.
Как развивать?
1. Читать классику вслух (например, И.А. Бунина) ─ с выражением. Записывать на аудио ─ слушать, как вы звучите, привыкать к красочным оборотам речи.
2. Больше говорить. Приучить себя делиться своим мнением с коллегами, руководством, партнёрами, отвечать на вопросы ─ полно, развёрнуто, но без воды.
3. Петь. Можно дома, можно в караоке или на уроках вокала ─ развивать свой слух, тренировать артикуляционный аппарат и прокачивать уверенность в себе.
4. Мини-курсы, бесплатные марафоны, семинары для менеджеров, видео на YouTube, книги ─ здесь главное: сразу выполнять все упражнения.
Плюсом советуем прочесть книгу «Думай медленно… Решай быстро» Даниэля Канемана.
Третье ─ управление конфликтами
Это способность отстаивать свои интересы, cвои границы, входить в некомфортные для себя ситуации и быть в них. Умение не обидеть и не обидеться самому, работать с возражениями, говорить про негатив, не переходя на личности.
Важно: быть на 100% неконфликтным, «френдли», приятненьким – это плохой сценарий. Конфронтация – это нормальная, необходимая часть нашего развития, развития любого проекта. Без неё появляются токсичность и выгорание.
Как развивать?
1. Анализировать прошлый опыт. Вспомнить конфликтные ситуации на работе, дома и во время учёбы. Выписать все подробности и проанализировать:
- что пошло не так;
- что можно было сделать по-другому;
- что можно было сказать по-другому;
- как вы себя ведёте, когда что-то идёт не так, как вам нужно;
- насколько вы можете в этой ситуации оставаться контактным;
- насколько прокачен ваш софт скилл.
2. Учиться находить энергию в конфликтных ситуациях.
3. Признавать ошибки. Иначе вам будет очень тяжело сдвинуться вперёд. И будет проще потерять крутое место работы и зарплату, чем «разрушиться» от признания своей вины.
Плюсом советуем прочесть «Спасите заложника» Джорджа Колризера.
Четвёртое ─ эмоциональный интеллект
Это способность быть в контакте с собой. Знать свои и видеть чужие границы, уметь транслировать свои чувства, понимать их.Не ругать и не пилить себя за провалы, а быть самому себе наставником. Знать, как себе помочь справиться с эмоциями и не выпадать из рабочего процесса.
Как развивать эмоциональный интеллект?
1. Работать с психологом-консультантом. Увидеть себя со стороны, принять свои эмоции ─ через упражнения, проработку ситуаций.
2. Завести дневник чувств. Отмечать, что произошло, как вы себя чувствовали, от чего были счастливы или несчастливы.
3. Описать человека, с которым вам хочется работать. Отметить, насколько вы сами отвечаете этому портрету, чего не хватает (по-честному).
4. Превратить внутреннего критика в наставника. А внутренний голос «всё плохо, я опять всё испортил» ─ в поддержку и понятные задачи на будущее.
Пятое ─ командная работа
Это способность качественно взаимодействовать, обмениваться мнениями, давать и принимать критику, хвалить и принимать похвалу. Признавать, что кто-то может делать работу иначе: в другом темпе, другим способом.
Понимать: чем лучше вы взаимодействуете (с партнёром, коллегой или заказчиком), тем круче эффект вашей работы.
Как развивать навык командной работы?
1. Качать все предыдущие навыки: без коммуникабельности, навыка управления конфликтами и обучаемости в командной работе ничего не получится.
2. Приучать себя брать обратную связь.
3. Отказаться от перфекционизма. Это то, что нам больше всего мешает в командной работе и прокачке себя.
Если вы считаете перфекционизм своей большой заслугой, рекомендуем прочитать книгу «Мозг с препятствиями» Тео Цаусидиса (главу про перфекционизм).
Как оценить свои софт скиллс?
- Запросить обратную связь у своей команды, нынешнего руководителя;
- обратиться к бывшим коллегам и бывшему руководителю;
- встретиться с ментором, коучем (техническим специалистом);
- сходить на собеседование в компанию, где оценивают и хард скиллс, и софт скиллс;
- обратиться к карьерному консультанту.
Где прокачать навыки быстро и эффективно?
Если вы работаете в IT-сфере и:
- застряли в позиции «на всё согласиться, всё принять, всё простить»;
- перерабатываете и выгораете;
- вам трудно общаться с коллегами, замечаете, что вы изолированы;
- часто ввязываетесь в споры и конфликты или, наоборот, боитесь их;
- вам ставят задачи, которые вы делать не хотите;
- вы часто меняете работу с формулировкой «это не мое место» и каждый раз снова оказываетесь «не там»…
Мы ждём вас в Школе soft skills для IT-специалистов ─ первые уроки начнутся уже 9 июня.
За 4 недели учёбы вы прокачаете обучаемость, коммуникабельность, работу в команде, управление конфликтами и work-life баланс. И на практике подстроите эти навыки под свои цели.
Подробности здесь: https://psyvit.ru/soft_skills22.
А мы напомним: софт скиллс нужны любому специалисту. Любому, кто хочет расти в зарплате и карьере, работать в компании с развитой корпоративной культурой и классным коллективом. Создавать крутые проекты и реализоваться в своём деле.
Не бойтесь, пробуйте, практикуйте,
команда PSYvIT