Цикл продаж в WhatsApp на примере цветочного магазина

Цикл продаж в WhatsApp на примере цветочного магазина

В инфополе маркетологов постоянно летают термины «цикл продаж» и «воронка продаж». Их часто отождествляют, но это не одно и то же. Рассказываю, как с помощью мессенджеров можно провести клиента через весь цикл продаж, почти не подключая в работу менеджера.

Что такое цикл продаж товара или услуги

Цикл продаж — это путь, который проходит компания с потенциальным покупателем: от первого контакта с клиентом до сделки и работы с ним в будущем. Вот из чего цикл состоит:

  • подготовка;
  • установление контакта;
  • выявление потребностей;
  • презентация продукта;
  • презентация цены (иногда может быть внутри презентации продукта, иногда как отдельный шаг);
  • снятие возражений;
  • закрытие сделки;
  • Cross-sell;
  • Up-sell.

Основные этапы такие же, как в классической технике продаж, но после закрытия сделки работа с покупателем не заканчивается. Добавляются кроссейл и апсейл.

Например, клиент покупает цветы, а продавец продаёт ему красивую открытку. Это кроссейл.

Через две недели клиенту звонит менеджер со словами: «Чаще проявляй внимание к своей второй половине. Вот тебе и скидочка в 10%!» — это апсейл.

Цель классической техники продаж — закрыть сделку здесь и сейчас, а цикл продаж её дополняет и ориентируется на долгосрочные отношения с клиентом. Иногда ради этого даже нужно отпустить сделку и не закрывать её любой ценой, чтобы в дальнейшем получить вечного лояльного клиента.

Например, клиент приходит в цветочный, менеджер предлагает ему несколько букетов на выбор, но человек сомневается, какой лучше купить. Говорит, что подумает и вернётся позже. Как может поступить менеджер:

Здесь и сейчас

— Ой, вы знаете, эти цветы только вчера приехали, сегодня к вечеру точно всё раскупят. Больше в этом месяце их не будет. А мы ещё в подарок положим открыточку и сделаем скидку вам.

Клиент чувствует давление и думает, что ему пытаются что-то втюхать.

С заделом на будущее

— Нам привозят свежие цветы каждый день, вы можете прийти в любое удобное время и купить у нас букет. Вот наша визитка, там есть QR-код на соцсети. Если возникнут ещё вопросы, пишите. А каждый четверг у нас скидка 10% на монобукеты с витрины.

Клиент ничего не купил, но ушёл с приятным впечатлением от сервиса в магазине.

Так мы помогаем клиенту закрывать потребности не в одну конкретную сделку, а каждый раз, когда они возникают.

Чем отличается от воронки продаж

Воронка продаж — путь потребителя от знакомства с продуктом до покупки.

А цикл продаж — это путь менеджера от знакомства с клиентом до продажи.

Цикл продаж в WhatsApp на примере цветочного магазина

Цикл продаж — это часть воронки, которая отвечает за саму продажу. Он описывается в воронке как один этап, связанный с работой с клиентом.

Воронка продаж — путь клиента, а цикл продаж — это путь менеджера

А путь того парня после клуба — это путь самурая… Ну, в общем, дальше.

Из каких этапов состоит цикл продаж и как в них может помочь WhatsApp

Когда бизнес дорос до того, что менеджеры не успевают продавать каждому клиенту, можно запустить чат-бота в WhatsApp и снизить нагрузку на продажников. Так время менеджера высвободится, чтобы заняться по-настоящему важными делами. Например, на общение с вип-клиентами, которым нужно 200 букетов на свадьбу. Вот как это работает на практике:

Этап 0. Подготовка, изучение мотивов покупателя для настройки сценариев

Подготовка — это этап без клиента. Здесь мы хорошо изучаем целевую аудиторию и её потребности, выясняем, как эти люди принимают решение. Посмотрите на ваших клиентов в соцсетях: как они выглядят, что постят, на кого подписаны. Почитайте комментарии у конкурентов, попробуйте сами купить у кого-нибудь цветы и запишите, что спрашивали у вас менеджеры.

Цикл продаж в WhatsApp на примере цветочного магазина

Затем на основе понимания ЦА нужно будет построить сценарии, по которым бот сам будет выяснять потребности клиента и делать хорошие предложения. Нужно предугадать как можно больше возможных сценариев.

Для каждого конкретного цикла нужно прописать, что делать, если клиент:

  • молчит;
  • говорит «да»;
  • говорит «нет»;
  • говорит «дорого» и так далее.
Пример цепочек бота, собранного <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsendbot.yourgood.ru%2F%3Futm_source%3Dsite_pohodu.media%26amp%3Butm_medium%3Dklmntarticle&postId=1444633" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в SendBot</a>
Пример цепочек бота, собранного в SendBot

Не умирайте над тем, чтобы сделать какого-то бота с многомировой интерпретацией квантовой теории. Добавляйте сценарии по прецедентам: заглядывайте в бота раз в неделю, смотрите, с какими проблемами сталкиваются люди, где отваливаются и можно ли оптимизировать тот шаг, на котором часто подключается менеджер.

Этап 1. Установление контакта

На этом этапе нам важно установить с потенциальными клиентами контакт таким образом, чтобы не оттолкнуть их. Добавьте на сайт WhatsApp-виджет. Многим людям удобно писать в мессенджеры, а не звонить. В социальных сетях также прикрепите ссылку на мессенджер, чтобы у людей была возможность написать и в директ, и в WhatsApp.

Постепенно начните собирать клиентскую базу по тем, кто установил с вами контакт. Они понадобятся нам в будущем : )

Этап 2. Выявление потребностей

Теперь выясняем боли и потребности клиента. Главное здесь — меньше говорить о продукте и больше о человеке. Активно слушайте, задавайте вопросы и уточняйте непонятные моменты.

Сначала советую выяснить бюджет, чтобы не предлагать то, что человек не сможет купить. Так бот поможет отсечь нецелевого клиента и не тратить время друг друга. Например, когда в цветочном нет дешёвых букетов, ни к чему распинаться перед человеком, у которого на всё про всё косарь.

Собирая бот для WhatsApp, старайтесь использовать до 3 кнопок в одном сообщении — так они отобразятся все, а не свернутся в меню
Собирая бот для WhatsApp, старайтесь использовать до 3 кнопок в одном сообщении — так они отобразятся все, а не свернутся в меню

Наша общая стратегия такая: сначала выяснить, чем мы можем помочь, а потом озвучить стоимость. Поэтому прежде чем перейти к сделке, нужно понять, что предлагать.

Цикл продаж в WhatsApp на примере цветочного магазина

Но такое сработает не в каждом бизнесе. Едва ли получится с помощью бота продавать машины или квартиры.

Этап 3. Презентация продукта

На этом этапе мы презентуем клиенту продукты или услуги, которые удовлетворяют его потребности. То есть отправляем не весь каталог букетов, а три-четыре релевантных запросу:

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsendbot.yourgood.ru%2F%3Futm_source%3Dsite_pohodu.media%26amp%3Butm_medium%3Dklmntarticle&postId=1444633" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">SendBot умеет</a> отправлять фотографии, видео, музыку или документы
SendBot умеет отправлять фотографии, видео, музыку или документы

Этап 4. Работа с возражениями

Клиент может сомневаться, даже если его всё устраивает, и причины могут быть разные. Ваша задача — понять проблемы клиента и на основе его ответов сделать сильное предложение.

Сам бот может качественно снять самые частые возражения. Но если клиент всё-таки бросит переписку, лучше вовремя подключить менеджера и довести клиента до сделки:

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsendbot.yourgood.ru%2F%3Futm_source%3Dsite_pohodu.media%26amp%3Butm_medium%3Dklmntarticle&postId=1444633" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">В SendBot</a> менеджер может подключиться к диалогу и помочь, если автоматический сценарий зашёл в тупик 
В SendBot менеджер может подключиться к диалогу и помочь, если автоматический сценарий зашёл в тупик 

Этап 5. Презентация цены

Не бывает больших цен, бывает продукт, который недостаточно хорошо закрывает потребности покупателя. Если вы качественно выяснили потребности и подобрали человеку хорошее решение, то с большой вероятностью у вас купят продукт, даже если он будет немного дороже рынка.

Цикл продаж в WhatsApp на примере цветочного магазина

Если же показывать цены в самом начале, клиенты начнут сравнивать их со своими внутренними ощущениями: «Как-то дорого для веника». Поэтому важно сначала показать ценность продукта, а только потом называть стоимость. Так мы можем влиять на ощущения, смещая фокус с денег на решение задачи.

Этап 6. Закрытие сделки

Когда все возражения отработаны и клиента устроила цена, переходим к закрытию сделки. Человек должен понимать, что отказ от покупки обойдётся ему дороже, чем сама покупка.

Процесс сбора контактов тоже можно автоматизировать. Или поручить менеджеру, если есть много нюансов, которые не получится заложить в бота
Процесс сбора контактов тоже можно автоматизировать. Или поручить менеджеру, если есть много нюансов, которые не получится заложить в бота

Этап 7. Cross-sell, или кроссейл

После того как человек купил основной товар, самое время допродать ему товар-комплемент. В основном продавцы начинают это делать до оформления заказа, но самое классное — допродавать после покупки. Во-первых, общая сумма заказа разбивается на две части и воспринимается меньше. А во-вторых, купить второй раз гораздо проще, чем в первый — если человек один раз куда-то уже отнёс деньги, значит он с большой вероятностью сделает это снова.

Важно предлагать что-то действительно нужное: глупо будет сбывать огромного мишку, когда мужчина торопится на юбилей тёщи. Также нужен аргумент, содержащий причину, по которой человек сам захочет купить товар-комплемент:

Цикл продаж в WhatsApp на примере цветочного магазина

Этап 9. Up-sell, или апсейл

Цель апсейла — увеличить средний чек. Это можно делать двумя способами:

  • Сразу при покупке. Например, когда клиент уже готов купить 5 роз, попробовать предложить 9, так как это будет выглядеть ещё круче.
  • Допродавать по базе клиентов. Вероятно, это не сработает с теми, кто покупал только один раз, но хорошо сработает с теми, кто покупал уже несколько, как-то так:
Цикл продаж в WhatsApp на примере цветочного магазина

Что в итоге: как управлять циклом продаж с помощью WhatsApp

  1. Цикл продаж — это путь менеджера. Главная задача — вместе с клиентом пройти этапы продажи, закрыть сделку и регулярно его возвращать. В цикле продаж компании стремятся развивать долгосрочные отношения с клиентом, допродавать и увеличивать средний чек.
  2. Цикл продаж можно автоматизировать с помощью WhatsApp и снять нагрузку с менеджеров, а им поручить более ответственную и важную работу.
  3. Допродавать нужно не во время сделки, а уже после. Мозгу так легче покупать.
3
Начать дискуссию