Как и зачем компании вести блог (спойлер — это приносит хорошие деньги)
Сайт компании — ценный актив, который легко может приносить дополнительных клиентов и доходы. Но многие не пользуются этой возможностью. В данной статье расскажем, как ведение блога может принести дополнительную прибыль.
Каким компаниям стоит начинать свой блог
Заранее хотим обозначить, что сайт компании должен быть «с возрастом» и «авторитетом» в поисковых системах. Как это определить — тема для отдельной статьи, но если очень упрощенно, то сайту в идеале должно быть от 3–5 лет и должны были проводиться меры по его оптимизации, как внешней, так и внутренней.
На молодых сайтах тоже можно развивать блог и получать дополнительных клиентов и доходы — но надо понимать, что продвижение потребует намного больше времени и денег.
Также ведение блога в первую очередь подходит тем, кто ведет деятельность хотя бы по всей стране: например, интернет-магазин, который доставляет товары во все регионы, или онлайн-сервис, которым могут воспользоваться в любой точке мира.
Локальному бизнесу, скорее всего, нет смысла вести блог (по крайней мере не для привлечения клиентов), так как аудитория будет со всей страны и среди них будет только небольшой процент тех, кто может стать вашим клиентом. Исключением могут быть некоторые сложные услуги, ради которых человек может поехать и в другой город, — например, лечение тяжелых заболеваний или сложное офлайн-обучение.
Какие есть способы монетизации блога компании
Или ради чего, собственно, вести блог:
1. Привлечение клиентов
Блог может быть драйвером продаж для интернет-магазина/SaaS-проекта или заявок на услуги.
На скрине ниже — результаты ведения блога для магазина украшений. Ведением занимались около 4 месяцев, а результаты — за 14 месяцев:
Несколько десятков статей принесли 57 прямых продаж на 150+ тысяч рублей и 164 ассоциированные конверсии на 390+ тысяч рублей — и это не считая микроконверсии в виде подписок на e-mail-рассылки и переходов на страницы в соцсетях, посещения офлайн-точек и других. И статьи все еще продолжают приносить трафик и продажи.
А на скрине ниже — количество заявок за год с блога FireSEO:
60 прямых конверсий и 399 ассоциированных — без учета звонков, множества микроконверсий и имиджевого эффекта.
Чуть ниже расскажем, какие статьи писать, чтобы получать такие результаты.
2. Заработок на партнерских программах
Если у вас есть посещаемый ресурс, вы можете размещать рекламу сторонних бизнесов и получать процент с продаж или фиксированную плату за конверсии, которые совершили люди, перешедшие по вашей ссылке.
Предположим, вы предлагаете услуги по созданию сайтов и ведете блог о создании и развитии сайтов. Вы можете органично написать в своем блоге несколько статей о хостингах и вставить на них реферальную ссылку. Если кто-то перейдет по реферальной ссылке и совершит покупку, вы получите процент от суммы продажи или фиксированную плату, в зависимости от условий конкретной партнерской программы.
Другой пример — ниша одежды. У вас может быть интернет-магазин одежды с блогом, посвященным моде и стилю. Вы можете размещать рекламу товаров, которыми вы не торгуете, но которые аудитории блога могут быть интересны: сумки, обувь, украшения, или даже услуги стилистов.
Крупнейшие CPA-сети (агрегаторы партнерских программ) в Рунете — это Admitad, GdeSlon, Cityads. Там вы найдете сотни партнерских программ и условия сотрудничества с ними.
Доходы от такой монетизации сильно зависят от ниши, но в некоторых они достигают сотен тысяч рублей в месяц.
3. Прямая продажа рекламы
По достижении определенного уровня посещаемости к вам начнут обращаться прямые рекламодатели. Кого-то будет интересовать размещение баннера, кого-то — PR-статьи, обзора их бизнеса или ссылки в популярной статье блога. Варианты разные, и вы вправе размещать рекламу на своих условиях — и только ту, которая вас устраивает.
Как и в случае с партнерскими программами, доходы зависят от ниши и посещаемости и могут достигать нескольких десятков или сотен тысяч рублей в месяц.
4. Сбор лидов или продвижение страниц в социальных сетях
Читатели блога в первую очередь ищут информацию, поэтому реклама своих товаров и услуг «в лоб» не всегда работает. Чтобы выжать максимум из блога, стоит придумать, как задержать читателя и продолжать «прогревать» его, чтобы продать ему товар или услугу позже.
Для прогрева и дальнейшего выстраивания отношений хорошо подходят e-mail-рассылки, страницы в соцсетях, каналы и группы в «Телеграме», бесплатные инфопродукты и т. д.
Рекламу можно вставить прямо в текст статей в блоге. Мы таким образом прокачали несколько каналов и страниц в соцсетях.
5. Обмен рекламой или партнерство
Популярные блоги часто получают предложения о взаимной рекламе или различных форматах партнерства. Здесь сложно оценить выхлоп в денежном эквиваленте, но иногда поступают интересные предложения от интересных людей, которые потом приводят к вполне измеримым результатам.
6. Сайт можно продать
Даже если бизнес закроется, сайт с трафиком и доходами можно продать за 20–30-месячную доходность.
О чем и как вести блог
Первое правило: материалы блога должны быть релевантны товарам и услугам, которые вы предлагаете. Подумайте, какие есть вопросы и нерешенные проблемы у людей, которые ищут такие продукты, как у вас, и как им помочь с помощью контента.
Например, для турфирмы самым очевидным решением будет завести блог о путешествиях, а для магазина детских игрушек — блог о развитии детей.
Второе правило: статьи в блоге должны привлекать людей на правильном этапе принятия решения. Это тонкий момент, который требует опыта, но постараюсь объяснить на конкретном примере:
Скажем, в блоге парфюмерного магазина правильно будет публиковать материалы, нацеленные на людей, которые прямо сейчас находятся в поиске подходящего аромата. Примеры таких тем:
- лучшие духи для женщин старше 40 лет;
- какой аромат лучше по мнению мужчин;
- лучшие бренды женских духов и т. д.
Во всех этих статьях можно очень органично вставить ссылку на конкретный аромат — и человек может даже сразу совершить покупку.
А вот темы, как смыть запах духов или как сделать духи из эфирных масел, хоть и связаны с парфюмерией, но привлекут не совсем нужную вам аудиторию. О людях, которые интересуются этими вопросами, можно сказать одно: они пользуются духами, но вашими покупателями вряд ли станут.
Такие темы можно использовать в блоге, если самые подходящие уже обработаны и вы просто хотите максимально раскрыть тему духов (это может быть полезно с точки зрения продвижения в поисковых системах). Но нередко бывает, что список целевых тем широкий, а в блог все равно публикуют темы, которые приводят нецелевую аудиторию.
Третье правило: используйте техники SEO (продвижения в поисковых системах). Одна из самых частых и критичных ошибок в ведении блога — это готовить статьи, тратить на это время и деньги, но не заботиться об их продвижении.
Ведь какая первичная цель блога? Привести людей на сайт. А какие есть источники трафика для блога?
Источники трафика для блога
- Прямые заходы. Это когда блог настолько популярный и интересный, что люди сами вбивают адрес сайта в браузер и проверяют, не появились ли новые посты в блоге.
- Переходы из социальных сетей.
- Платная реклама с оплатой показов или кликов.
- Органичный трафик из поисковых систем.
Трафик из прямых заходов просто так увеличить нельзя — это подразумевает большие расходы на действительно интересный и экспертный контент и долгое время развития, поэтому мы его отбрасываем.
Второй вариант — социальные сети — подразумевает наличие прокачанных страниц в социальных сетях и/или такие статьи в блог, которые потенциально могут стать вирусными. Но у этого варианта ряд недостатков: мало у кого есть страницы с миллионной аудиторией, алгоритмы соцсетей часто меняются и, как правило, не в пользу владельцев сайтов. И последнее — трафик из соцсетей может быть слишком разношерстным и не приносить тех результатов, которые вы ожидаете.
Соцсети — неплохой вариант дополнительного источника трафика, но строить на нем развитие блога нельзя.
Третий — платная реклама — подходит только в редких случаях, когда вы уже точно знаете, что посетители блога конвертируются в реальные деньги и вы сможете приводить целевой трафик так, чтобы расходы на рекламу перекрывались доходами.
Четвертый вариант — продвижение блога в поисковых системах — позволяет приводить огромное количество заинтересованных посетителей, поэтому именно на этом источнике стоит акцентировать внимание в первую очередь.
Так вот, чтобы статьи приводили посетителей, они должны быть оптимизированы. Как это сделать — тема для целой серии статей или даже книги. Но, если очень упростить, можно выделить такие этапы работы:
- Техническая оптимизация сайта. Включает в себя в том числе (но не только) оптимизацию скорости, добавление нужных / удаление ненужных элементов на сайте и меры по улучшению индексации сайта поисковыми системами. Проводится один раз в самом начале, а потом вносятся правки при необходимости.
- Составление семантического ядра (СЯ). СЯ — это набор ключевых слов, которые используются для подбора тем и оптимизации статей.
- Заказ статей с учетом СЯ, которые максимально широко раскроют выбранные темы.
- После публикации — получение обратных ссылок на статьи с качественных и релевантных сайтов. Это не обязательно, но может значительно помочь в продвижении, особенно если ниша конкурентная.
- Если есть страницы в социальных сетях, канал в «Телеграме» или подписчики на имейл-рассылку, высылайте им анонсы новых статей.
Есть хорошая статья на «Хабре» об оптимизации статей — настоятельно рекомендую ознакомиться.
После публикации готовых статей может пройти несколько недель или месяцев, пока они начнут приносить заметный трафик. Иногда статье достаточно попасть в индекс поисковых систем — и она сразу начинает давать трафик. Но такое возможно только для старых и/или хорошо раскрученных сайтов, поэтому лучше быть готовыми к тому, что мгновенных результатов не будет.
Сколько стоит ведение блога
Если есть навыки, желание и время, всем этим можно заняться самостоятельно — провести техническую оптимизацию сайта, составить СЯ и начать писать статьи. В таком случае денежных расходов не будет, но потребуется много времени.
Второй вариант — поручить все агентству. Это самый удобный, но и самый дорогой вариант. Стоимость зависит от объема работ, региона, раскрученности и профессионализма агентства. Начальная стоимость может быть около 30-35 тысяч рублей в месяц и может доходить до сотен тысяч рублей.
Третий вариант — нанимать разных фрилансеров/агентства для точечных задач, но управлять процессом самостоятельно. Например, можно заказать общую стратегию и СЯ в одном месте, статьи — в другом, а публикацию материалов поручить третьему человеку. Такой вариант может быть оптимальным с точки зрения соотношения цены и качества, но придется потратить время на управление процессами и изучение некоторых моментов.
Если вам интересно, можем написать детальную инструкцию, как и где найти авторов, как работать с ними, сколько платить, как написать ТЗ и т. д.