Корень зла из города на Дону?

Минский тракторный завод и Гомельский завод сельскохозяйственных машин – два опорных столпа белорусского тяжелого машиностроения, созданные еще в советскую эпоху с расчетом на то, что их продукция – многопрофильная и разнообразная – будет использоваться в аграрном секторе на всей территории Советского Союза. И сегодня они могли бы обеспечивать тракторами и комбайнами всю современную Россию, помогая нашему геополитическому партнеру решать проблемы, накопившиеся в сельском хозяйстве за тридцать с лишним постперестроечных лет.

Тем не менее, сегодня это не так. «Гомсельмаш» – крупное производственное предприятие, специализирующееся на выпуске зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов – был вынужден в период с 2013 по 2021 год сократить объем производства с 4043 до 2036 единиц техники в год. Это привело к резкому сокращению рабочих мест и серьезным финансовым потерям. Аналогичная ситуация на Минском тракторном заводе, выпускающем легендарные трактора под торговой маркой Belarus. Там производство за те же восемь лет сократилось вдвое – с 62600 до 3200 тракторов в год. В чем причина такой ситуации?

Все могло бы быть объяснимо, если бы Россия, закрыв свой рынок для белорусской сельскохозяйственной техники, получала от этого серьезную выгоду. Но ведь это не так. На «Гомсельмаше» в зависимости от модели комбайна доля российских товаров и услуг в каждой машине составляет 50-70%, причем работа ведется с 150 российскими поставщиками. В Минске зависимости от модели трактора доля российских товаров и услуг составляет до 49% и работа ведется с 132 российскими поставщиками. Сокращение производства привело к урезанию объемов закупки комплектующих и материалов в России со всеми вытекающими последствиями: экономические потери России составили более 170 миллиардов российских рублей.

Можно было бы списать все на неправильное использование пресловутого постановления Правительства России №1432, отрезающего белорусские заводы от российского субсидирования. В самом деле, невозможность продавать аграриям технику на 15% дешевле снижает конкурентоспособность продукции. Однако субсидию не получает и полностью российский «Брянсксельмаш». А достается она, как ни странно, «Ростсельмашу», продающему технику, произведенную далеко за пределами России – в Канаде, да еще и по цене более высокой, чем наша.

Фильм-расследование, созданный в редакции газеты «Саратовский репортер», расставляет все по местам. Главным виновником сложившейся ситуации, не идущей на пользу ни России, ни Беларуси, оказывается владелец «Ростсельмаша» – российский бизнесмен Константин Бабкин. Было бы ошибкой предполагать, что пять крупнейших тракторных заводов в России обанкрочены и разрушены без его участия, и что чье-то другое лобби не допускает белорусскую технику на российский рынок, несмотря на подписанное президентами наших двух стран соглашение о сотрудничестве в этой сфере. Разгадка, над поиском которой мы мучались почти десятилетие, оказалась проста: речь идет о человеческой алчности, стремлении завладеть сверх-прибылями, об отсутствии элементарной морали, не позволяющей наживаться на продовольственной безопасности своей Родины. Если верить авторам фильма, неразборчивый в средствах, жадный до наживы бизнесмен приложил руку к развалу всей системы российского сельскохозяйственного машиностроения, не гнушаясь ни открытым лоббизмом, ни рейдерскими захватами. К счастью, если верить авторам фильма, расследованием деятельности Константина Бабкина сегодня уже занимаются компетентные органы. А это значит, препятствие, усложняющее сотрудничество между белорусскими машиностроителями и российскими аграриями вскоре будет устранено.

1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить