Искусство задавать вопросы
Я всегда стеснялась задавать вопросы, институтская травма :) Когда стала анализировать данные для бизнеса, поняла, что это умение критически важно, и надо бы ему обучиться, и как можно быстрее. Потому что чем точнее задашь вопрос, тем быстрее получишь нужную ��нформацию, быстрее решишь проблему, или хотя бы поймёшь, как лучше её решать. Кроме того, задавать вопросы, говорят, пригодится и при самостоятельной учёбе, так как помогает отследить прогресс. Я тот ещё адепт самостоятельного обучения, поэтому пошла искать, как научиться навыку задавать вопросы.
Мини-тренинг, который нашла, начинался с задания:
Чтобы оценить, насколько вы владеете искусством задавать вопросы, попробуйте выполнить следующие задания (можно выбрать один из трех вариантов, но лучше выполнить все).
Задание 1. Представьте, что вы преподаете иностранную литературу и хотите выяснить, насколько ваши ученики освоили трагедию В. Шекспира «Гамлет». Какие 10 вопросов вы задали бы для выяснения глубины познаний ваших учеников? Вопросы запишите.
Задание 2. Представьте, что вы руководитель, и один из ваших подчиненных опоздал со сроками выполнения важного задания. Придумайте 5−6 вопросов, которые вы задали бы, чтобы понять причину происшедшего и определить справедливую меру взыскания. Подумайте, кому вы могли бы их задать.
Задание 3. Представьте, что вы критик-искусствовед. Вы отбираете фильмы для фестиваля. Перед вами стоит задача выбрать 3 фильма из 5 представленных на конкурс. Придумайте 3−4 вопроса тем, кто уже видел эти фильмы, которые помогли бы сделать вам выбор до просмотра.
мои ответы
Я честно выполнила три задания. Привожу свои ответы и сравнение с предложенными в тренинге.
Задание 1. Гамлета я читала последний раз в школе, и не поняла примерно ничего. Кроме двух самых очевидных, вопросов в голову не приходило, пока не взяла в руку карандаш. Итоговый список изумил даже меня саму:
- Кто был убит из-за ковра?
- В какой стране жил Гамлет?
- Что символизирует для вас Гамлет?
- К чему отсылает диалог о Йорике, и почему с него начинается трагедия?
- Какова роль Офелии?
- Почему Офелия названа нимфой? (“в твоих молитвах, нимфа, всё, чем я грешен, помяни”).
- Параллели в образах Офелии и Гертруды, матери отца Гамлета. Какова роль тени отца Гамлета?
ну и кто скажет, что на эти вопросы сам вопрошающий не в силах ответить?
Задание 2. Тут всё достаточно просто, я взялась за задание с энтузиазмом.
- Что случилось?
- Насколько важно для тебя больше не опаздывать?
- Что ты можешь предпринять, чтобы впредь успевать к дедлайну?
- Насколько реально, что ты сможешь это выполнить?
- Какую меру взыскания ты считаешь справедливой для себя в этом случае?
Задание 3. Честно говоря, трудно представить, какие требования к нашему фестивалю, поэтому вопросы из себя я выжимала по капле.
- Что необычного в этом фильме?
- Ты бы стал его пересматривать? Почему?
- Какую эмоцию ты испытал после просмотра?
Дальше в тренинге спрашивается:
Какими вопросами вы пользовались?
Прежде чем ответить на то, какими вопросами я пользовалась, привожу схему типов вопросов:
фактические вопросы
Задание 1
- Как называется пьеса Шекспира о принце Датском?
Менее примитивно выглядят вопросы, которые затрагивают сюжетные линии:
- Когда и при каких обстоятельствах был убит Полоний?
- Какие последствия имело это убийство?
Задание 2
- К кому вы обращались за помощью, когда поняли, что не успеваете?
- На сколько времени вы опоздали с выполнением задания?
- Какими средствами для решения поставленной задачи вы обладали?
- Каковы последствия опоздания с выполнением задания?
Для Задания 3 фактическими вопросами будут:
- Кто режиссер фильма?
- Какой опыт участия в конкурсах и фестивалях есть у создателей фильма?
- Сколько денег собрал фильм в прокате?
Посчитайте, сколько фактических вопросов в вашем списке, в каком задании доля этих вопросов больше. Фактические вопросы очень важны для ситуации, предложенной в Задании 2 — чтобы понять ситуацию, предварительно следует выяснить историю вопроса, а затем последствия случившегося. Для ситуации Задания 1 фактические вопросы имеют наименьшее значение — фактическая сторона произведения известна и мало интересна. Ситуация Задания 3 предполагает, что фактические вопросы создают основу для принятия решения и должны быть дополнены другими вопросами.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Промежуточные выводы
Вывод 1: для разных ситуаций нужны разные типы вопросов.
Вывод 2: в ситуации 2 у меня минимальное количество фактических вопросов, т.е. я бы даже не смогла понять ситуацию.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
конвергентные вопросы
Конвергентные вопросы объясняют уже случившееся.
Для «Гамлета» конвергентными вопросами будут:
- Каковы основные причины безумия Офелии, что толкнуло ее на самоубийство?
- Чем объясняется мстительность Гамлета, что заставляет его преследовать мать и дядю?
Для Задания 2 такими вопросами могут быть:
- Почему вы обращались (или не обращались) за помощью?
- Чего вам не хватало для выполнения задания?
Для Задания 3 такими вопросами будут:
- В чем преимущества этого фильма перед другими?
- Как лучше выстроить последовательность фильмов в программе фестиваля?
Просмотрите свой список вопросов — сколько из них направлены на выяснение причин и объяснение?
... По-моему, большинство моих вопросов -- конвергентные: почему, насколько реально, что необычного.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Промежуточные выводы
Вывод 1: Некоторые вопросы, вроде "в чём преимущество...?" мне в голову не приходили.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
дивергентные вопросы
Дивергентные вопросы обуславливают ситуацию и помогают понять наличие альтернативы.
Анализ «Гамлета» мог бы включить, например, следующие вопросы:
- Как бы развивались отношения Гамлета и Офелии, если бы отец Гамлета не умер?
- Что произошло бы с Гамлетом, если бы он остался в живых и покарал обидчиков?
Для второй ситуации можно было бы задать вопросы:
- Что могло бы вам помочь выполнить задание в срок?
- Если бы вы использовали такое-то средство, как бы это повлияло на ситуацию?
Для третьей ситуации возможны вопросы:
- Как включение этого фильма в программу фестиваля отразится на популярности фестиваля?
- Кто должен представлять фильм, чтобы он был замечен зрителями?
- Каков будет общественный резонанс, если этот фильм не будет включен в программу?
Внимательно изучите список ваших вопросов — можно ли выделить «сильные» вопросы, значимые для решения проблемы, и «слабые», те, которые можно было бы исключить из списка. «Сильный» вопрос дает понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу: «Кто мог бы сделать это, при условии...», «Когда это может произойти, если...», «Где это могло бы происходить...» и т.д
... По-моему, большинство моих вопросов -- конвергентные: почему, насколько реально, что необычного.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Промежуточные выводы
Вывод 1: Не могу сказать, что я мастер условных наклонений и поиска альтернатив в моменте, скорее пост фактум.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
вопрос-оценка
Вопросы на оценку показывают отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности.
В ситуации 1 возможны вопросы:
- Сравните гибель Офелии и Джульеты, в чем сходство и различие этих героинь Шекспира
- На каких других литературных героев похож Гамлет
- Чем пьеса «Гамлет» отличается от других пьес Шекспира
Для ситуации 2 такими вопросами могут быть:
- В чем ответственны вы, а в чем другие?
- Оцените свои действия: где вы принимали верное решение, а где ошибочное?
Для третьей ситуации вопрос на оценку может быть направлен, например, на сравнение разных фильмов по разным основаниям.
Вопросы на оценку и сравнение желательны во всех трех предлагаемых заданиях — важно, чтобы эти вопросы располагали к обоснованию точки зрения.
У меня все вопросы на оценку в задании 3, в задании 2 -- кажется, один, и почти 0 в первом задании.
комбинированные вопросы
Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение. Искусство задавать вопросы как раз и строится на комбинировании разных типов вопросов для достижения необходимых целей.
в ситуации 1 можете задать такие вопросы:
- Не все герои пьесы Шекспира одинаково активно взаимодействуют друг с другом. Подтвердите это положение и найдите ему объяснение. Как могла бы выглядеть сцена диалога между Полонием и отцом Гамлета?
В ситуации 2 можно задать такие комбинированные вопросы:
- Когда стало ясно, что вы не успеваете, почему вы не сообщили об этом сразу?
- Кто мог бы сделать это задание за вас, кому бы вы поручили его на моем месте и почему?
В ситуации 3 комбинированный вопрос может быть направлен на выяснение художественной ценности фильма:
- Какие новые художественные приемы есть в фильме, как они соотносятся с приоритетами фестиваля?
Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации.
Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос.
работа над ошибками
Попробую переделать вопросы в комбинированные, дивергентные, конвергентные и вопросы оценки, превратив вопросы в сильные. "Сильные" -- это вопросы, значимые для решения проблемы, дают понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу.
- Насколько важно для тебя больше не опаздывать? ➜ в дивергентный: Есть ли что-то, что стоит перестать делать, для того, чтобы успевать к сроку?
- Что ты можешь предпринять, чтобы впредь успевать к дедлайну ➜ в дивергентный/комплексный: Какие шаги можешь предложить, чтобы в следующий раз успеть к дедлайну?
- насколько реально, что ты сможешь это выполнить? ➜ в открытый вопрос / вопрос оценки: насколько трудно тебе будет это выполнить и почему?
- Какую меру взыскания ты считаешь справедливой для себя в этом случае? ➜ в комплексный / дивергентный: какое взыскание ты бы назначил себе, будь ты на моём месте, и как бы следил, чтобы такого больше не повторялось?
- Что случилось? ➜ в конвергентный: Как думаешь, что привело к срыву срока?
- В какой момент ты понял, что опаздываешь со сроками? ➜ в комплексный / оценки: В чём видишь свою долю ответственности случившегося, а в чём — других?
я ещё раз прошлась по тем случаям, когда и какой вопрос задавать, и получила что-то вроде алгоритма:
Буду пользоваться этой схемой для разбора рабочих ситуаций. Психологи говорят, что вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно, и для постановки "сильных" вопросов рекомендуют тренироваться переделывать простые вопросы в сложные, искренне интересуясь предметом.