Как увеличить выручку компании x2, когда уже год как компания перестала расти? Кейс компании технических онлайн-переводов

Когда предприниматель сталкивается со снижением темпа роста выручки, может наступать тревога и паника, которая приводит к хаотичным действиям.

В такие моменты - самое правильное, наоборот, перестать делать привычные действия и посмотреть стратегически.

Меня зовут Ксения - я ментор-предприниматель, стратегический консультант в области роста IT продуктов. Сегодня с поделюсь с вами одним из своих кейсов, где мы нашли точки роста в бизнесе.

Ко мне пришел клиент с запросом "Хочу выйти на иностранный рынок"

  • бизнес перестал расти
  • бизнес исчерпал потенциал рынка
  • маркетинг не приносит результата

Шаг первый - Аудит

Необходимо четкое понимание - почему нет роста

  • Действительно нет потенциала рынка?
  • Откуда сейчас приходит выручка? и почему она не растет?
  • Что именно делает клиент: на какой сегмент - с каким сообщением - в каком канале. То есть: определение текущего позиционирования

Все это должно быть подкреплено - ЦИФРАМИ.

Мозгу очень удобно не видеть текущей реальности, потому что тогда не надо делать новых - неудобных действий! И он не видит фактов. Только цифры на бумаге способны показать ситуацию, как она есть на самом деле.

Поэтому изначально мы проводим аудит в следующем разрезе:

1 - Анализ Unit Economy

Анализ доходов
Анализ доходов
Анализ расходов и подсчет прибыли. 
Анализ расходов и подсчет прибыли. 

На этом этапе мы определяем общую эффективность:

  • какие каналы: сколько приносят и сколько забирают. Они вообще рентабельные?

2 - Анализ Продукт - Сегмент (боль - решение)

На этом этапе необходимо четко разграничить

  • для кого какие предложение мы делаем (как правило в бизнесе несколько продуктов / услуг)?
  • кто от этого продукта / услуги больше всего получает ценности?
  • какие продукты у нас составляют основную часть в количественном / денежном выражении?
Первичный анализ продуктовой линейки
Первичный анализ продуктовой линейки

3 - Текущие гипотезы позиционирования

После анализа текущей продуктовой линейки становится ясно:

  • какие основные целевые сегменты есть у бизнес
  • кто какой продукт покупает?
  • когда именно сегмент приходит за этим продуктом (триггер на покупку)
  • зачем ко мне приходит этото сегмент? какую боль / задачу он хочет решить? (проблема - задача)
  • что хочет получить от этого продукта (какая ценность)
  • что важно в получении ценности (особенности продукта / услуги, которые важны для этого сегмента)
  • как они меня сейчас находят? (каналы, которые я знаю)
Частичная репрезентация составленных гипотез позиционирования бизнеса
Частичная репрезентация составленных гипотез позиционирования бизнеса

4 - Используемые каналы

Совместить каналы - аудиторию.

Какие именно каналы какую аудиторию сейчас генерят?

5 - Анализ целевой аудитории

Данный этап является неким подведением итогом первого шага. Чтобы увидеть объективную картину в разрезе:

  • Какого сегмента - сколько в количественном выражении?
  • Сколько выручку от генерит - в денежном выражении?
  • Какой средний чек данного сегмента?
  • Сколько всего приносит один клиент данного сегмента за весь период взаимодействия (его LTV)?
  • Откуда приходит?
  • Зачем приходит? какую боль закрывает?
  • Какой продукт покупает?
  • Какую ценность получает?
  • Конкурентные решения - как еще могут закрывать свою боль данный сегмент?
  • Потенциал данного сегменты?
  • Какие затраты нужны для привлечения одного клиента данного сегмента?
Пример части анализа сегментов для их приоретизации
Пример части анализа сегментов для их приоретизации

Данный этап позволяет приоретизировать для себя сегменты

От самых доступных к привлечению и денежных - к самым сложно привлекаемым и менее денежным

Чтобы составить для себя ФОКУС сегментов: кого именно надо привлекать в первую очередь?

Шаг второй - Исследование

Как правило, после первого шага образуются слепые пятна, на которые предприниматель может не знать ответов:

  • почему ко мне приходит тот или иной сегмент? (боль)
  • что является спусковым крючком к поиску моего продукта? (триггер к покупке)
  • как они меня находят? (каналы)
  • какую ценность от моего продукта они получают и как ее потом используют? (зачем покупают?)

Этап исследования позволяет заполнить пробелы. Исследование никогда не должно проводиться в вакууме - оно должно решать конкретные задачи в бизнесе.

В данном случае - понять свои целевые сегменты, на сколько я могу удовлетворить их боли и проблемы своими продуктами, как я могу делать это лучше и как я могу их находить.

На этом этапе важно:

  • Поговорить с текущей аудиторией / текущими клиентами
  • Поговорить с потенциальными клиентами
  • Посмотреть на конкурентов

Больше про исследование покупателей можно почитать в моей статье тут

Больше про исследование конкурентов можно почитать в моей статье тут

Шаг третий - Выдвижение гипотез роста

Это этап синтеза всей полученной информации, чтобы определить для себя гипотезы на дальнейшие действия.

На этом этапе выжно выделить для себя:

  • КТО мой целевой сегмент сейчас для привлечения?
  • СКОЛЬКО он может мне приносить? и СКОЛЬКО он мне будет стоить?
  • КАК его привлекать?
  • Что я делал до этого и почему мне это не приносило результата?

Шаг четвертый - План действий

Любой анализ и исследование без четкого, последовательного плана - ничего не даст.

После - НЕОБХОДИМО составить план, как именно я буду расти и что делать.

- сегмент - боль - решение - сообщение - канал

При этом чтобы систематически проверять гипотезы:

Нужно следить, приносят ли мне эти действия результат или нет.

Для этого необходимо внедрить и отслеживать метрики! Только цифры способны объективно показывать реальность и честно признавать факты:

  • действия есть - роста нет - гипотезы не работает - надо переставать делать и переключаться на другие действия
  • действия есть - рост есть - продолжаю делать - увеличиваю бюджет
Пример плана действий, которые можно составить для роста бизнеса и применения новых действий, которые удалось найти для себя
Пример плана действий, которые можно составить для роста бизнеса и применения новых действий, которые удалось найти для себя

Как итог данного кейсы:

  • провели аудит бизнеса
  • нашли действия, которые не приносят результата (маркетинг на целевой сегмент "ученые" - мало денег)
  • исследовали и нашли новые целевые сегменты, на которые раньше вообще не совершались действия (крупные издательнства, коммерческие организации, патентные поверенные)
  • нашли новые каналы привлечения клиентов
  • скорректировали продуктовое предложение для увеличения среднего чека
  • поработали над ценообразованием для упрощения восприятия
  • выдвинули гипотезы дальнейшего улучшения упаковки продукта (измнение сайта)
  • составили план дальнейших шагов и подкрепили их метриками, для имплементации и внедрения

Больше про продуктовое инновационное мышление пишу у себя в канале.

Подробнее про меня и мои услуги можно найти на сайте

1
Начать дискуссию