Налог на рекламу в Беларуси
31.03.2022 принят Указ Президента РБ № 131 «О развитии средств массовой информации», который с 1 мая вводит новый сбор — налог на рекламу.
Отчётным периодом является квартал. Это значит, что за оплаченную в мае и июне 2022 года рекламу необходимо уплатить налог не позднее 22 июля 2022 года. Плательщиками являются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые рекламировались на территории Республики Беларусь. Это значит, что если реклама беларуских рекламодателей была размещена на билбордах в других странах, на иностранных телевизионных каналах (которые не транслируются в Беларуси) , таргетировалась в интернете по географическому признаку не на Беларусь и т.д., налог на рекламу НЕ уплачивается.
Действуют 2 ставки налога на рекламу:
10% — при размещении наружной рекламы, размещении (распространении) рекламы на транспортных средствах, в т.ч. внутри салонов общественного транспорта.
20% — на всю остальную рекламу.
Налог на рекламу рассчитывается от суммы, уплаченной за размещение (распространение) рекламы, за вычетом НДС.
Не являются плательщиками налога на рекламу:
- организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30%;
- исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний МВД.
Не является объектом налогообложения размещение (распространение) рекламы:
социальной;
- мероприятий, в число организаторов которых входят государственные органы;
на досках объявлений;
- в зданиях (помещениях, сооружениях);
- на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах госорганов и госорганизаций, а также в СМИ, редакциями которых являются госорганы и госорганизации;
- оказываемой в виде поддержки организациям физической культуры и спорта.
Также не уплачивают налог на рекламу, предоставленную рекламораспространителю для размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством, за исключением:
- деятельности или услуг непосредственно самого рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством;
- деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем.
Иностранные рекламодатели, размещающие или распространяющие рекламу на территории Беларуси, обязаны это делать только через рекламные агентства. В данном случае плательщиком налога на рекламу является рекламное агентство.
Многие пункты Указа вызывают вопросы, но уже сейчас можно оптимизировать свою маркетинговую деятельность и законно защитить компанию от уплаты излишних налогов:
- Позаботьтесь об отдельных договорах на изготовление/настройку и размещение рекламы или об указании в одном договоре отдельных статей и сумм на изготовление/настройку и размещение/распространение рекламы. Например, изготовление видеоролика не является объектом налогообложения. Или с настройки таргетированной, контекстной рекламы агентством также не будет уплачиваться налог на рекламу.
- Если вы оплачиваете услуги распространения полиграфической продукции, то организуйте этот процесс таким образом, чтобы распространители находились внутри здания, а не снаружи — пропишите эти моменты в договоре. В противном случае вам придется уплатить рекламный налог с услуг распространителя.
- Если вы зачисляете деньги в личный кабинет Instagram, Facebook, ВКонтакте и т.д., то налог на рекламу уплачивается с израсходованного бюджета. Например, вы положили в Facebook Ads Manager 150$. За период май-июнь на продвижение вы потратили 135$ (эту сумму списал Facebook). В личном кабинете на счету у вас осталось 15$. Налог на рекламу уплачивается с суммы в 135$.
- Если вы активно сотрудничаете с блогерами или другими сообществами по размещению рекламы, то вы можете использовать бартерную систему, т.е. рекламировать товары/услуги/деятельность друг друга. Но если ваши бартерные договоренности закреплены документально, то возможно вам всё же придётся заплатить налог на рекламу. На практике пока неизвестно, как это будет работать.
- Если у вас есть друзья за границе или юридическое лицо за рубежом, то оплата контекстной, таргетированной рекламы с их расчётного счёта не будет облагаться налогом на рекламу. При этом, если вы будете оплачивать рекламу через расчётный счёт своих сотрудников, как физических лиц, рано или поздно у контролирующих органов возникнут к таким операциям вопросы.