Как «бесплатно» привлечь клиента
В поисках работы многие работодатели высылают соискателям тестовое задание. Ниже пример одного из таких заданий, с которым я столкнулся, на должность маркетолога в бьюти-индустрии. Набросать перечень из 42 пунктов заняло около 10-15 минут, чуть больше ушло на то, чтобы расписать некоторые статьи. Перечень, конечно же, неполный, т.к. фантазия отдельного сотрудника, как и целого отдела, может быть безгранична.
Задание: написать 30 способов бесплатного привлечения новых клиентов.
В первую очередь нужно отметить, что бесплатных инструментов привлечения практически не бывает. Могут быть условно бесплатные, когда расходы идут только на заработную плату сотрудников, или оплату телефонных звонков, или расходы в целом несущественны. Я бы выделил инструменты привлечения клиентов на несколько блоков (ниже представлены инструменты, которые могут быть бесплатны или низкобюджетны):
I. Партнёрские программы.
1.1. Партнёрские акции. Приобретая услугу у одного партнёра (не обязательно из бьюти-сферы), получаешь бесплатное или со скидкой обслуживание или товар у другого партнёра и наоборот.
1.2. Сотрудничество со школами красоты, модельными агентствами. В качестве оплаты могут служить скидки или бесплатное обслуживание персонала агентств, школ (на определенное количество лиц).
1.3. Сотрудничество с журналами (статьи, постоянные блоки о красоте в журнале). Как и в предыдущем случае оплатой может служить бесплатное или со скидкой обслуживание в сети салонов красоты ХХХ.
1.4. Сотрудничество с отелями. Принцип как и в пунктах 1.2. и 1.3., но при этом привлекается дополнительная целевая аудитория в виде туристов.
II. Акционные предложения.
2.1. Акции 1+1 («Приведи подругу», «Перед свадьбой» и т.д.). Клиент получает определенный бонус, если приходит не один.
2.2. Акции к праздникам («День рождения», «Новый год», «8 марта», «В отпуск» и т.д.). Клиент получает определенный бонус в праздничные дни или праздничный период.
2.3. Скидочные акции на определенный продукт, бренд, процедуру.
2.4. Накопительная система бонусов. От каждого обращения в салон или покупки товара клиенту начисляются бонусы, которыми он может частично расплатиться в следующий раз.
2.5. Благотворительные акции. Определенный процент от продаж товара или услуги идет на помощь детям, бездомным животным, инвалидам, пенсионерам и т.д.
III. Социальные сети и сайт.
3.1. Создание привлекательных сторис в Инстаграм сторисмейкером.
3.2. Создание привлекательной ленты в Инстаграм дизайнером по визуалу.
3.3. Размещение постов в общественных пабликах в социальных сетях.
3.4. Размещение на сайте компании кнопки «Подписаться на рассылку».
3.5. Создание обучающего youtube-канала компании.
3.6. Использование хэштегов в Инстаграм. Хэштеги дают больше реакций от неподписчиков, т.е. потенциально новых клиентов.
3.7. Ответная подписка. Подписываться в социальных сетях на своих клиентов, конкурентов, их клиентов, партнеров, поставщиков и т.д.
3.8. Создание телеграм-канала компании с новостями о компании, о новинках в услугах/продукции, новшествах рынка бьюти-индустрии, акционными предложениями и т.д.
3.9. Создание телеграм-канала о красоте не связанного с компанией. И периодически в статьях использование скрытой/нативной рекламы компании.
3.10. Создание канала в Tik Tok.
IV. Прямые контакты с клиентами.
4.1. Сарафанное радио. Это один из немногих действительно бесплатных и эффективных инструментов маркетинга. Для положительного результата важно высокое качество услуг и товаров, высокие стандарты работы специалистов.
4.2. Обзвон клиентов. Можно таким образом контактировать с клиентами:
- при подписке потенциальных клиентов на рассылку;
- для уточнения удовлетворенности клиентом качеством предоставленной услуги через несколько дней после ее оказания;
- если клиент долго не дает о себе знать.
4.3. Отзывы. Аккуратно просить лояльных клиентов написать отзыв о компании на гугл картах, специализированных порталах.
4.4. Отетка компании. Аккуратно просить лояльных клиентов отметить салон в своих социальных сетях.
V. Рассылки.
5.1. E-mail рассылка. При этом я бы делал акцент не на рекламе услуг, скидках (что также важно), но и на новостях в целом (новости компании, новости бьюти-индустрии, новинки рынка, советы по уходу и т.д.) — такая рассылка должна быть редкой, не чаще 1 раза в неделю, чтобы исключить массовые отписки.
5.2. SMS-рассылка. Краткие сообщения об акциях, скидках, поздравление с праздниками, днем рождения.
5.3. Рассылка в мессенджерах.
5.4. Почтовая поздравительная рассылка. Приятно получать «живую» открытку от команды компании с поздравлением, например, с Новым годом.
VI. Рекламно-полиграфическая и сувенирная продукция.
6.1. Подарки для новых клиентов (брендированные ручки, кружки и пр.).
6.2. Подарочные сертификаты на продукцию/услуги компании.
6.3. Буклеты на ресепшене в салоне о компании, предоставляемых услугах, используемых материалах и т.д.
6.4. Брендированные визитки для мастеров салона, руководителей.
VII. Работа с персоналом.
7.1. Постоянное повышение квалификации персонала.
7.2. Поздравление персонала с праздниками.
7.3. Премирование за высокие показатели, круглые даты работы в компании.
7.4. Организация корпоративных мероприятий для сотрудников.
7.5. Премирование сотрудников за привлечение нового клиента.
VIII. Другие инструменты.
8.1. Бесплатное тестирование нового продукта, услуги в салонах компании.
8.2. Знаменитость в качестве лица компании или продукции. Договориться на условиях бартерной сделки о бесплатном обслуживании знаменитости, блогера в салонах компании определенное количество раз в месяц, полгода или год за использование образа знаменитости в рекламе (видеороликах, полиграфической рекламе и т.д.) и отметку знаменитостью, блогером бренда в своих социальных сетях.
8.3. Обучение в салонах компании.
8.4. Презентация компании на сайте, социальных сетях, в рассылках. Это может быть презентация в формате pdf для рассылок и партнёров, в виде отдельной дизайнерской страницы на сайте (инфографика; больше визуала, чем текста; главные тезисы и т.д.), видеопрезентация в социальных сетях и youtube-канале.
8.5. Расширение ассортимента продукции/услуг для новых сегментов клиентов (например, для веганов).
8.6. Проведение глубинных интервью, фокус групп и других маркетинговых исследований для определения подсознательных причин совершения покупки, пользования услугой. И от этого можно строить маркетинговую стратегию, функционал сайта, социальные сети и т.д.
Очень полезный список нужных направлений.
Спасибо! В команде через мозговой штурм было бы ещё больше идей и, держу пари, куда интереснее. Иногда выстреливают самые, казалось, абсурдные. В статье болше по классике ))
Да, согласен иногда выстреливает совсем не оттуда откуда ждешь, сами пользуемся многим из списка. Но далеко не все работает)))