Как сеть отелей вышла из постоянных кассовых разрывов
Кейс о том, как сеть отелей внедрила отчёты по движению денежных средств и наладила финансовое планирование.
К нам обратился коммерческий директор сети отелей и рассказал о своей боли: «Мы потеряли заказ на 10 миллионов. От него пришлось просто отказаться: в компании не было свободных денег на предварительные этапы реализации». Коммерческие вопросы чувствительны для репутации, поэтому клиент не разрешил назвать себя в кейсе, но все цифры мы обезличенно покажем.
Мы — это INVO Group, один из ведущих интеграторов Битрикс24 в России. Я директор направления по работе с крупными корпоративными клиентами. Мы помогли уже больше чем 1000 компаний перейти на управление бизнесом с помощью Битрикс24.
Последней каплей для клиента стал упущенный заказ от госкомпании. Дело в том, что наш клиент занимается не только отельным бизнесом, но и проведением корпоративных мероприятий на своих площадках. Они смогли выиграть в тендере от госкомпании. Масштабное мероприятие могло принести компании 10 миллионов рублей.
Но заказчик работал по постоплате, так что в подготовку праздника сначала нужно было вложить немалую сумму собственных средств.
«Вопреки нашим расчётам, к нам на счета не пришло достаточное количество денег, свободных средств не было, — признался коммерческий директор, — и в итоге заказ сорвался. Мы поняли — нужно срочно менять систему, иначе мы просто не сможем расти»
О клиенте
Сеть отелей из нескольких гостиниц и ресторанов с конференц-залами и банкетными залами. Помимо собственно гостиничного бизнеса, компания занимается организацией событий разного масштаба: от свадеб и юбилеев до крупных корпоративных мероприятий.
Возраст компании: 7 лет.
Штат: около 60 человек.
Оборот: 120 млн рублей за 2023 год.
Две системы — масса проблем
Проблема №1. Сложности с финансовым планированием и кассовые разрывы
Самая острая из проблем — в компании были сложности с финансовым планированием. Невозможно было понять в моменте, сколько денег и на каких этапах принесет текущая сделка — цикл длинный, оплаты проходят в несколько этапов, информация о них разбросана по разрозненным Excel-таблицам.
Чтобы выяснить, какую выручку ожидать в горизонте ближайшей недели, коммерческому директору сводить цифры от менеджеров продаж вручную.
Проблема №2. Сложно брать крупные заказы с постоплатой
Один из сегментов, с которыми планирует работать компания, — крупные корпорации и государственные компании. А эти компании часто запрашивают постоплату, что для небольшого игрока рынка без тщательного планирования финансов — непосильная нагрузка.
Проблема №3. Низкая пропускная способность
Основной доход компании приносят крупные мероприятия, за которые отвечает отдел B2B-продаж. Процесс работы с этими сделками был выстроен довольно причудливо: работа с лидами и сделками велась в AmoCRM, а реализация проектов — в Битрикс24. Две системы никак не были связаны между собой, поэтому всю информацию менеджерам приходилось переносить вручную.
Добавьте к этому самописную программу для бронирования, Excel, мессенджеры и почту — получится сложная и запутанная система. На обработку заявки и подготовку по ней ТЗ внутренним службам уходило несколько часов. Из-за переноса данных один менеджер мог вести параллельно всего 4–5 проектов.
Проблема №4. Клиенты недовольны скоростью и качеством услуг
Сложная и запутанная коммуникация замедляла запуск проектов, вызывала недовольство клиентов и проблемы на выходе:
- некорректно поступила заявка на кухню — на свадьбе вместо говядины подали свинину,
- забыли предупредить отельные службы о заезде гостя — для него не приготовили номер,
- некорректно передали информацию о количестве гостей — не хватило еды и напитков.
Это реальные примеры ситуаций, с которыми столкнулись сотрудники за последние полгода. Каждый раз клиентам предоставляли бонусы, чтобы сгладить впечатление, но это стоило дополнительных затрат.
Решение в единой системе для управления отчётности
Проанализировав проблему, мы выделили главные задачи для ее решения:
- перенести всю базу клиентов из AmoCRM и все данные по проектам из чатов и таблиц в Битрикс24
- выстроить логичный путь клиента в компании с сохранением истории взаимодействия
- настроить возможность видеть информацию о движении денег в режиме реального времени
- вывести отчёты для топ-менеджеров по важнейшим показателям бизнеса
Чтобы решить все эти задачи, было принято волевое решение — окончательно «переехать» в Битрикс24, отказавшись от других сервисов и приложений (кроме специализированного ПО для бронирования).
Ниже я покажу топ-5 важных инструментов, которые были внедрены.
1. Сводная аналитика по полученным оплатам
Самый больной вопрос — контроль выручки — помог решить смарт-процесс «Реестр оплат». Это инструмент Битрикс24, который учитывает все поступившие и запланированные оплаты на каждом этапе сделки, а затем сводит информацию по всем сделкам в единый реестр.
При внесении информации по сделке менеджер сразу проставляет дату предполагаемой оплаты. Это помогает спланировать поступления. Достаточно включить фильтр по датам, и система сама произведет нужные расчеты, показав нужную сумму. Сводить цифры вручную больше не придется. Это поможет избегать кассовых разрывов и планировать затраты.
В отчёте фиксируется также номер платежа. Компания работает со сложной системой предоплат и постоплат. Платежи разбиваются на части — иногда до 5 частей платежа. Теперь можно в 2 клика увидеть, сколько частей оплаты получено, а сколько осталось.
2. Отчёты для топ-менеджеров по ключевым показателям бизнеса
Под запросы топ-менеджмента мы сделали сводный отчёт по сделкам компании, в котором в режиме реального времени доступны основные показатели. Вверху отчёта — количество успешных сделок с начала года, выручка, средний чек и конверсия из квалифицированной сделки в выигранную.
В том же отчёте можно посмотреть, какой портфель сделок находится в работе и увидеть, когда горячий сезон проведения конференций, а когда — свадеб.
Ещё один отчёт — по отделу продаж. В нём можно увидеть:
- процент выполнения плана на дату
- какую выручку ожидаем до конца месяца
- средний чек
- конверсия из заявки в успешную сделку
- статистика по количеству заявок из разных источников
- статистика по каждому менеджеру продаж: количество успешных сделок и выручка с них
Теперь рабочее утро комдира начинается с привычного ритуала — первым делом он открывает дашборды (сводные аналитические таблицы с данными из CRM) и сразу замечает, если где-то случилась просадка. Удобные графики наглядно показывают, где происходит просадка.
Если вы тоже хотите экономить до 30% своего рабочего времени, скачайте наш бесплатный пошаговый план по увеличению продуктивности для топ-менеджера здесь.
3. Единая система для работы от заявки до акта выполненных работ
Весь путь клиента от первого контакта до закрывающих документов можно проследить в одной системе.
Как было раньше:
- Менеджеры заводили новую сделку в amoCRM.
- Затем переносили часть информацию по сделке в Битрикс24, чтобы к ней имели доступ остальные службы.
- Данные об оплатах и дополнительную информацию о мероприятии (меню, количество гостей и т.д) фиксировали в разрозненных Excel-таблицах.
- Долго формировали на основе всех этих данных ТЗ другим департаментам компании и подрядчикам.
- Чтобы проконтролировать выполнение ТЗ, проходили весь этот путь снова и снова.
- Неизбежно теряли часть информации из-за сложности процессов.
Как стало после переезда в Битрикс24:
- В Битрикс24 появилась воронка, по которой проект передается из отдела в отдел.
- На каждой стадии, по которым движется сделка, формируется чек-лист обязательных задач. Если хотя бы одна из этих задач не выполнена, перейти на следующую стадию невозможно. А значит, и упустить важную деталь — тоже.
- Все необходимые данные о мероприятии можно найти в одном месте — в карточке сделки. Там же сохраняется и вся история общения с клиентам: когда и что ему выслали, когда позвонили, о чем договорились.
Карточка кастомизировали под потребности компании. Сроки, задачи, ответственные — все в одном пространстве. Выстроена прямая связь между конкретной сделкой и всеми отделами компании, посмотреть эту историю взаимодействий можно в любой момент, открыв в Битрикс24 нужную карточку.
Больше никакой многоэтажной переписки, чтобы выяснить кто, что и когда обещал сделать. Технические задания внутренним службам, постановка которых занимала несколько часов, тоже ушли в прошлое — теперь поставить задачу и проследить за ее выполнением можно в несколько кликов.
4. Автоматизированный лист ожидания, чтобы не терять клиентов
Наши аналитики нащупали еще одно узкое место, в котором сеть отелей теряла деньги. Иногда даты, в которые их клиенты хотели бы провести мероприятие или заселиться в отель, были заняты, и тогда заказчика вносили в лист ожидания. Этот список каждый менеджер вел самостоятельно — чаще всего, в бумажном блокноте, заметках телефона или просто в своей голове.
Если освобождались нужные даты, с клиентами из листа ожидания связывались. Или нет (!) — если менеджер забыл о клиенте, невовремя среагировал или ушел в отпуск. Чтобы заключить успешную сделку, достаточно было сделать один звонок — но увы.
Мы автоматизировали этот процесс. Теперь при отмене любого заселения или мероприятия система сама напоминает менеджерам о том, что нужно проверить лист ожидания. Они сразу же могут предложить освободившийся номер тому, кто хотел его забронировать.
Мы подсчитали, сколько ориентировочно денег потеряла компания в те пиковые даты, когда площадка простаивала (хотя желающие были, о них просто не вспомнили). Коммерческий директор был в шоке — только за полгода потери составили 2 миллиона рублей.
5. Отчёт по проценту отказов от бронирования и статистике сорвавшихся сделок
В гостиничном бизнесе важны два специфических показателя:
- процент отказов от бронирования. Собрав достаточное количество данных, можно прогнозировать заполнение отелей в зависимости от сезона. А значит, предсказать и ожидаемую выручку.
- статистика по сделкам, закрытым по причине «нет мест». Этот показатель помогает измерить емкость рынка и принять решение для новых инвестиций: сколько сделок можно было бы закрыть, если бы у компании было больше площадок.
По просьбе руководства мы вывели в сводный отчёт график с количеством сделок, сорвавшихся из-за отсутствия мест в отелях. На их основе акционеры планируют принимать решение о расширение площадей.
Раньше вести такую статистику было очень сложно. Информацию приходилось искать в разных системах и подолгу сводить в таблицы. Мы настроили сводные отчёты (BI-аналитику) — теперь актуальные показатели всегда перед глазами.
Business Intelligence (BI) – технология сбора, обработки и анализа данных, которая применяется для повышения эффективности принятия бизнес-решений. BI помогает руководителям бизнеса видеть максимально полную картин: что происходит в компании прямо сейчас, в режиме реального времени.
«Сложно масштабироваться, когда ты не понимаешь, куда двигаться прямо сейчас, — поделился коммерческий директор сети отелей, — У нас было ощущение, что в пиковые даты мы могли бы заработать гораздо больше, но сколько именно — мы точно не знали. С помощью BI мы оцифровали этот показатель и увидели конкретную сумму, которую недозаработали по причине “нет мест”. Битрикс четко подсветил, что нам нужно делать дальше, чтобы перестать терять деньги — мы, наконец, решили запускать новый ресторан. Такие важные решения можно принимать только опираясь на цифры — раньше такой возможности у нас не было».
Сколько стоит такое решение на базе Битрикс24, можно рассчитать здесь.
«Мы уже знаем, на сколько больше будем зарабатывать в следующем году»
Спустя полгода мы еще раз встретились с коммерческим директором сети отелей, чтобы обсудить, что изменилось в жизни компании после работы с нами.
«Во-первых, у нас появилось четкое понимание, что происходит сейчас, и какие шаги нужно предпринимать, чтобы расти — поделился он, — Я вижу, сколько мы зарабатываем, что нужно делать, и чего делать не нужно, чтобы не попасть в кассовый разрыв или не потерять крупный заказ.
Мы приняли серьезное решение запустить инвестиционный проект — новый ресторан, и акционеры вошли в него совершенно спокойно, опираясь на понятные показатели. Мы уже знаем, на сколько больше будем зарабатывать в следующем году. И эта цифра заметно больше, чем мы планировали до переезда на Битрикс».