Газотурбинные двигатели
Четыре основных типа
Авиалайнер МС-21 с российскими двигателями ПД-14 в октябре совершил первый длительный перелёт. Россия входит в число пяти стран мира, каждая из которых производит все типы двигателей для всех типов летательных аппаратов. Мы уже рассказывали, какие новые двигатели будут устанавливать на российские самолеты. Сегодня мы расскажем о том, какие существуют авиационные газотурбинные двигатели и чем они различаются. Двигатель – это наиболее сложная и трудоемкая часть любой машины, его разработка может занимать до пятнадцати лет. Подробнее – в наших карточках.
Выражаем благодарность за консультации при подготовке публикации генеральному директору журнала «Двигатель» Дмитрию Боеву.
Газотурбинные двигатели: принципиальная схема
Чаще всего в наши дни в коммерческих авиаперевозках используют газотурбинные двигатели (ГТД). Тяга в нём создаётся благодаря сгоранию топлива. Но есть нюансы:
1. Турбореактивные двигатели (ТРД)
В ТРД компрессор втягивает воздух, сжимает его и направляет в камеру сгорания, где тот смешивается с топливом, которое воспламеняется. Горячие газы расширяются, заставляя вращаться турбину и создавая дополнительную тягу. ТРД применяются, в основном, для боевых самолётов
2. Турбовентиляторные двигатели (ТВлД)
В ТВлД дополнительная тяга создаётся благодаря вентилятору, который нагнетает в двигатель больше воздуха. Применяются в самолётах большой грузоподъёмности, на дальне- и среднемагистральных авиалайнерах
3. Турбовинтовые двигатели (ТВД)
ТВД в дополнение к компрессору и турбине оснащены винтом, который соединён с валом через редуктор. Именно винт создаёт в ТВД основное тяговое усилие. Применяются, в частности, в региональной пассажирской авиации
4. Турбовальные двигатели (ТвалД)
Двигатели этого типа не создают реактивной тяги. Вместо этого мощность переходит на вал, который вращает винт. Применяется, в частности, в вертолётах