Маркировать или нет? Вот в чем вопрос. Часть первая
Вот уже несколько месяцев мы маркируем каждое блогерское размещение. Что этому сопутствует? Боль, слезы, слетевшие блогеры и клиенты. Но зато, мы разобрались в этом вопросе всей командой и я готова с вами поделиться подробностями.
Немного теоретической информации, которую все пропустят:
1 сентября 2022 года в России вступил в силу закон № 347-ФЗ, который ввел обязательную маркировку и учет всей digital-рекламы в Рунете. Теперь еще до публикации рекламу нужно регистрировать, а после — каждый месяц отчитываться о ее открутке и затратах ОРД для передачи в ЕРИР.
Что это, зачем и, главное, за что? Не спрашивайте, нам всем от этого грустно.
Термины:
- Блогер в нашем случае - рекламораспространитель.
- Мы выступаем как посредник - рекламное агентство.
- Клиент - рекламодатель.
- ОРД - оператор рекламных данных. Их несколько: «Лаборатория разработки» (Сбер), «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс), «ВК Рекламные Технологии» (VK), «ОЗОН ОРД» (Озон), «МедиаСкаут» (МТС), «Первый ОРД» (Вымпелком), «ОРД-А» (Амбердата).
- ЕРИР - Единый реестр интернет-рекламы.
- Токен – числовой идентификатор, который будет присвоен ОРД.
- Креатив – рекламные материал.
- Отслеживать соблюдение правил о маркировке цифровой рекламы будет РКН, в отношении «словесных» креативов — ФАС. В дальнейшем планируется разработать ПО, которое в автоматизированном режиме будет выявлять незарегистрированные кампании.
Какие данные нужно передавать ЕРИР?
В ЕРИР отправляется информация обо всех участниках цепочки распространения рекламы (рекламодатель, рекламораспространитель, каждое агентство в цепочке), о договорах, согласно которым происходило перечисление рекламного бюджета (первоначальный договор с рекламодателем нужен каждому участнику цепочки), об актах, отчетах агента и т.д.; о креативах; о рекламных площадках.
Все участники цепочки обязаны передавать информацию о рекламных кампаниях в ЕРИР. С 1 марта 2023 года начнут действовать штрафы за отсутствие маркировки: для граждан 2–2,5 тыс. рублей, для должностных лиц 4–20 тыс. рублей, для юрлиц 100–500 тыс. рублей.
Кто что делает в цепочке?
Есть несколько вариантов подачи отчетности. Опишу схемы для блогера.
- Блогер работает напрямую с рекламодателем.
- Блогер получает токен
В этом случае до запуска РК блогер должен:
- Внести в ОРД атрибуты договора с рекламодателем.
- Загрузить в ОРД креатив.
- Получить токен в ОРД и добавить его к креативу.
В течение 30 дней после завершения кампании:
- Внести в ОРД атрибуты акта о выполненных работах с разаллокацией (сам акт грузить не надо).
- Загрузить в ОРД статистику по креативам.
- Рекламодатель получает токен
В этом случае до запуска РК блогер должен:
- Внести в ОРД атрибуты договора с рекламодателем.
- Получить токен от рекламодателя и добавить его к креативу.
В течение 30 дней после завершения кампании:
- Внести в ОРД атрибуты акта о выполненных работах с разаллокацией.
- Блогер работает с агентством (агентствами) и его клиентом.
- Блогер получает токен
В этом случае до запуска РК блогер должен:
- Внести в ОРД атрибуты доходного договора с агентством;
- Запросить у агентства атрибуты изначального договора (между рекламодателем и первым агентством в цепочке);
- Внести в ОРД атрибуты изначального договора;
- Загрузить в ОРД креативы;
- Получить токен и добавить его к креативу.
Атрибуты договора:
- ИНН, наименование заказчика;
- ИНН, наименование исполнителя;
- дата, номер, тип и вид договора.
В течение 30 дней после завершения кампании блогер должен загрузить в ОРД:
- атрибуты акта;
- разаллокацию акта по изначальному договору;
- статистику по креативам.
- Рекламодатель или агентство получает токен
В этом случае до запуска РК блогер должен:
- Внести в ОРД атрибуты доходного договора с агентством;
- Запросить у агентства атрибуты изначального договора (между рекламодателем и первым агентством в цепочке);
- Внести в ОРД атрибуты изначального договора;
- Получить токен от агентства и добавить его к креативу.
В течение 30 дней после завершения кампании:
- Внести в ОРД атрибуты акта о выполненных работах с разаллокацией.
В принципе, основной вывод, который можно сделать - тот, кто получает токен - отчитывается по нему полностью. И второе - данные об изначальном договоре должны быть у всех в цепочке.
Что такое токен, как его разместить и где?
Токен - это буквенно-циферный код. Например: FG9G5We
Видео:
- Маркируем ссылку, которая размещается вместе с видео.
- Маркировку ставим на самом видео, она должна быть четко видна.
Пример: Реклама. Рекламодатель ООО “Рога и копыта”. ИНН (циферки). FG9G5We
Фото+текст:
- Маркируем ссылку, которая размещается в тексте поста.
- Маркировку ставим в текст, она должна быть четко видна, уменьшать текст или скрывать (как в тг) нельзя.
Трансляции в прямом эфире:
Сейчас это единственный вид рекламы, который нельзя промаркировать заранее.
Чтобы зарегистрировать онлайн-трансляцию, нужно:
- Сохранить запись полностью (да да, не только 15 секунд интеграции) и загрузить ее в ОРД.
- Добавить токен в описание сохраненной трансляции.
- Если сохранить запись нельзя, то просто загружаем ссылку на эфир в ОРД.
Первая часть подошла к концу.