Сергей: Самое важное в бизнесе – это культура. Вопрос в том – в какой логике в вашем бизнесе вы договариваетесь о том, что приемлемо, а что неприемлемо, как принимаются решения, какие деловые практики, как все это разворачивается, как вы определяете, что такое человек. Все это и есть культура. Культуру может задавать генеральный директор, потому что акционерам это неинтересно и они дают ему «поиграться» в HR штучки. Но когда наступает кризис, акционер придет и скажет: «Так… Все… Сметайте ваши красивые фантики, мы договаривались про другое. Это все были игрушки, а сейчас – настоящее дело». Один из моих уроков - культуру задают только партнеры, а наемные менеджеры никогда. Ты можешь строить какие-то иллюзии о том, что формируешь культуру, но все равно ты должен быть партнером. То есть я имею ввиду то, что должно быть ядро – с кем нужно делать дело. В какой-то момент я понял, что надо становиться акционером, иначе всегда будешь играть по чужим правилам. И дело делать надо только «со своими» ребятами. Но кто «свои»? Те, чье поведение ты можешь предсказать, кого ты знаешь. Те, про кого ты говоришь – да, «мы вместе»! Как у меня в космическом проекте было? Мы сколько лет друг друга знаем. И в физмат школе учились. И с одного региона. На олимпиадах познакомились и вообще мы явно одинаковые! А потом выясняется, что не совсем одинаковые. Затем происходит ценностный разлом в таких вещах, о которых ты стесняешься говорить вначале, а это самое важное.