Законопроект "О майнинге в РФ"
В этом материале мы постарались максимально подробно разобрать внесенный 20 мая 2022 года законопроект "О майнинге в РФ".
Основные положения законопроекта:
- Майнинг
Под майнингом (выпуском, генерацией, деятельностью по майнингу) цифровой валюты в РФ понимается деятельность с использованием объектов российской информационной инфраструктуры (а именно, доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства, которые размещены на территории РФ, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории РФ) и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории РФ, результатом которой становится создание цифровой валюты, в частности, поддержание распределенного реестра и генерации цифровых валют и их блоков, валидация операций в реестре.
2. Организация обращения
Под данным термином понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты или прав на них от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной структуры, в частности, организация и проведение купли-продажи, обмена цифровых валют друг на друга и (или) на законные платежные средства.
Операции между частными лицами за собственные средства и в свою пользу не подлежат дополнительному регулированию.
Отныне, P2P-сделки между физлицами не нуждаются в регулировании.
3. Майнинг-пул
Что касается майнинг-пула, то законодатели вкладывают в это понятие программно-аппаратное обеспечение, которое осуществляет объединение вычислительных мощностей нескольких вычислительных устройств, предназначенных для цифрового майнинга и распределения полученной в результате этого цифровой валюты между владельцами этих устройств - участниками майнинг-пула.
4. Операторы майнинга
Под операторами майнинга понимается коммерческая организация, в том числе с иностранными инвестициями, зарегистрированная на территории РФ, осуществляющая майнинг в качестве основной деятельности.
Подразумевается, что оператор должен вести учет добываемых активов, заключает договоры с майнерами, обменниками и бирами. Более того, оператор не обязан проверять источник происхождения средств участников пула и проводить AML-проверки (Anti-Money Laundering, противодействие отмыванию денег). И налогообложение операторов майнинга будет прописано в отдельном законе.
Из интересных деталей данного законопроекта мы выделили следующие:
1) В будущем планируется создание специального реестра участников майнинга (реестр будет под надзором правительственного органа, но не уточнили под каким). Реестр будет включать в себя не только майнеров, но и операторов майнинга;
2) Помимо регистрации, в вышеупомянутом реестре, майнеры должны будут регистрироваться в качестве ИП или самозанятых. Но такая регистрация обязательна для тех майнеров, чей показатель потребляемой электроэнергии будут превышать государственный лимит. Другими словами, "домашним" майнерам регистрироваться необязательно;
3) Для участников майнинга, зарегистрированных в реестре, будет действовать амнистия в течении 1 года с даты вступления в силу закона. Амнистия распространяется на таможенное оформление майнингового оборудования, налоговые декларации по доходам от майнинга и добытым монетам, НДС, выполнение требований валютного контроля, ограничений на вывод капитала из России, введенных 8 марта этого года;
4. Вводятся изменения в ФЗ о ЦФА:
- понятие цифрового (виртуального) актива предлагают добавить в закон о ЦФА.
*Цифровой актив - совокупности электронных данных, содержащихся и передаваемых в цифровой информационной системе, в том числе с помощью блокчейна, которые могут использоваться в качестве средства платежа*
Данное понятие будет более общим по отношению к ЦФА и цифровой валюте, проще говоря, ЦФА и цифровая валюта станут разновидностями цифрового актива.
- также в закон о ЦФА добавят определение майнинга из данного законопроекта.
5. Предложенные в законопроекте нормы не распространяются на ЦФА, security- и utility-токены, CBDC (цифровые валюты Центробанков) и NFT;
6. Криптовалюты в законопроекте признаются имуществом;
7. Налогообложение будет прописано в отдельных законах.
И какие выводы мы можем сделать?
Законопроект о майнинге - это необходимый шаг вперед. Давно понятно, что отрасль требует регулирования на законодательном уровне, хотя бы потому что Россия входит в тройку лидеров по добыче биткоинов. Но, законопроект еще "сырой" и не дает ясности в таких важных вопросах, как:
- Налогообложение
Ждем разъяснения со стороны Минфина по порядку декларирования прибыли от продажи добытых цифровых валют;
2. Механизм обмена добытой криптовалюты на фиаты;
3. Какой конкретно орган будет регулировать деятельность майнеров?
4. Ответственность для незарегистрированных в реестре майнеров;
5. Необходимо разъяснение от Минэкономразвития по применимым ОКВЭДам и декларированию товаров и комплектующих, чтобы майнерам было понятно, что оборудование для добычи крипты можно ввозить в РФ, то есть оно полностью легально.
Подытог: закон нуждается в конкретизации и доработке.
Но не будем только о плохом! Законопроект также имеет и свои плюсы:
- Хорошая проработка с точки зрения терминологии;
- Предусмотрена возможность физическим лицам совершать P2P-переводы без дополнительных согласований;
- Прописана амнистия для майнеров - льготы, которые мотивируют участников рынка легально занимается майнингом;
- Законопроект дает шанс регионам с избыточной электроэнергией на дополнительных доход в бюджет;
- Не забываем о государстве в целом, так как оно тоже получит солидные поступления в бюджет за счет урегулирования этой отрасли;
- Участники рынка смогут привлекать крупные инвестиции (иностранные в том числе), что положительно скажется на самом секторе.
Хотите знать больше? Подписывайтесь на наши соцсети, ссылки на которые находятся ниже ↓
Telegram - https://t.me/wtcacademy
ВК - https://vk.com/wtc_digital_academy
А также не забывайте и про наш сайт - www.da-future.ru