«Наша главная задача – быть полезными для бизнеса»
Вести собственный бизнес – непростая задача. Для этого нужно не только обладать определёнными личными качествами, но и хорошо ориентироваться в рынке. Чтобы предприниматели всегда были в курсе ситуации и могли принимать верные решения, придумали деловые СМИ. Мы встретились с директором одного из самых известных в Новосибирске бизнес-изданий и узнали о том, как они поддерживают местных предпринимателей.
Справка
- Анна Сергеевна Мартынова родилась 29 марта 1984 года в Новосибирске.
- В 2006 году окончила Новосибирский государственный технический университет по специальности «Филология». Тогда же начала работать менеджером по продажам в бизнес-издании «Деловой квартал».
- В 2011-м была назначена руководителем отдела продаж.
- В 2015-м стала директором издания.
- Увлекается танцами, любит путешествовать. Замужем.
Про «Деловой квартал»
– Анна, расскажите, кем и когда был создан «Деловой квартал»?
– Издание появилось в Екатеринбурге в 1994 году. Автор идеи – Алексей Харитонов, генеральный директор медиахолдинга «Абак-пресс». По сути, история холдинга и началась с «Делового квартала» (далее – «ДК». – Прим. авт.). Со временем издание приобрело популярность и появилось в других городах: Челябинске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Перми, Казани, Ростове-на-Дону, Тюмени. В Новосибирске оно существует с 2005 года.
– Кто целевая аудитория издания?
– Собственники бизнеса, топ-менеджеры, линейные руководители компаний, представители власти, маркетологи. Первоначально «ДК» был ориентирован только на малый бизнес, но постепенно начал охватывать все уровни: от мелкого до крупного.
– Какой контент у «ДК»?
– Максимально полезный для представителей бизнеса: рейтинги, аналитика, данные Центробанка, изменения в законодательстве, опыт известных руководителей и собственников компаний, бизнес-стори, репортажи с предприятий и даже новости науки и культуры. Мы подбираем информацию, которая позволяет деловым людям ориентироваться в бизнес-среде, принимать верные решения и эффективно управлять своей компанией. Наша главная задача – быть полезными для бизнеса, исходя из этого и формируется контент.
– Чем вы отличаетесь от других бизнес-изданий?
– Во-первых, мы проводим деловые мероприятия, на которых предприниматели общаются, приобретают новые полезные знакомства, заключают партнёрские соглашения. Другими словами, мы создаём пространство для нетворкинга и деловых коммуникаций.Во-вторых, являемся связующим звеном между бизнесом и властью. Мы помогаем этим двум структурам находить общие интересы, точки взаимодействия и сотрудничать более продуктивно. В-третьих, проводим премию «Человек года», о которой я расскажу чуть позже.
– Первоначально «ДК» существовал только в печатном виде, сейчас он почти полностью ушёл в онлайн. Как происходил этот процесс?
– Сайт у «ДК» появился в 2008-м, тогда он служил дополнением к печатному изданию. Спустя четыре года, в 2012-м, мы начали активно развивать портал, а в 2015-м он стал самостоятельным проектом. Тогда же и было принято решение сделать основной упор на онлайн. При этом мы не отказались от печатной версии полностью, а изменили её формат и количество выпусков. Если раньше журнал выходил два раза в месяц и был скорее новостным, то сейчас мы издаём три-четыре эксклюзивных выпуска в год, посвящённых определенной тематике и значимым событиям.
– Издание не потеряло читателей из-за перехода в онлайн?
– Нет, я бы сказала – наоборот: к основному пулу читателей добавилась молодая прогрессивная аудитория, которая практически не читает печатные издания. И если говорить в целом, то сейчас стало гораздо привычнее получать информацию посредством гаджетов.При этом печатная версия у нас осталась, и наши читатели знают, что три-четыре раза в год они смогут взять в руки журнал и полистать. Но даже ярые приверженцы бумажного издания в промежутках между выпусками читают нас на сайте.
– Анна, вы пришли работать в «ДК» в 2006 году, через год после его появления в Новосибирске. Расскажите, как менялось издание за это время.
– Перемен было много и разных: начиная от обновления дизайна, заканчивая изменениями в стратегии развития. Помимо нашей собственной инициативы по внедрению новых идей, коррективы вносили и экономические кризисы. Каждый из них подталкивал к поиску новых возможностей. К примеру, кризис 2014 года ускорил наш переход в онлайн.Как я уже говорила, помимо непосредственной работы в качестве СМИ, в какой-то момент мы начали проводить деловые мероприятия. Можно сказать, что сегодня «ДК» в том числе полноценное event-агентство.Кроме того, периодически мы реализуем интересные коммерческие и некоммерческие проекты, проводим много обучающих мероприятий с известными спикерами. Так что мы постоянно развиваемся и идём в ногу со временем.
– В 2021 году «ДК» вошёл в топ-5 деловых изданий России. Как удалось добиться такого успеха?
– Думаю, главная причина в том, что мы выбрали определённую целевую аудиторию и работаем исключительно на неё. Мы строго придерживаемся редакционной политики бизнес-издания и контент (новости, интервью, репортажи и так далее) у нас сугубо деловой. Например, мы не станем ради увеличения трафика публиковать городские сплетни или скандалы.
– Какой сейчас вектор развития у «ДК»?
– Наш слоган – «100% польза для бизнеса», в этом направлении и держим курс. Главная задача, которую мы перед собой ставим, – помогать бизнесу развиваться. В такое непростое время эта поддержка особенно важна. Вся экономика держится на бизнесе, и если сейчас он вдруг остановится, то, наверное, мир просто перестанет существовать.
Про премию «Человек года»
– «ДК» является организатором одной из самых известных премий в области бизнеса «Человек года». Расскажите, как и где начался этот проект?
– Премию придумала Светлана Лузанова, директор издания «Деловой квартал – Нижний Новгород» в 2008 году. Первое награждение состоялось в 2010-м в Екатеринбурге. Через год, в 2011-м конкурс стартовал в Новосибирске. Тогда подобных наград в деловой сфере практически не было, можно сказать, что «ДК» стал родоначальником этого направления.
– Кто отбирает кандидатов для участия в конкурсе?
– В подобных мероприятиях всегда встаёт вопрос объективности, как говорится, «А судьи кто?». Мы долго совещались с экспертами, как сделать процедуру максимально прозрачной и беспристрастной. В результате приняли нестандартное решение: пусть они сами и выбирают. Так сначала появился установочный экспертный совет, который определяет номинации, а потом отдельные отраслевые экспертные советы по каждой номинации.
– Кто входит в состав совета?
– Можно выделить три основных категории экспертов. Первая – крупные бизнесмены, которые давно на рынке и видят общую картину в своём сегменте. Вторая – служащие министерств и ведомств. Третья – представители профессиональных сообществ, независимые аналитики и эксперты рынка. Например, если взять сферу строительства, то это руководители ведущих строительных компаний, представители Минстроя и аналитики рынка недвижимости.
– Как формируется перечень номинаций?
– У нас есть номинации, которые присутствуют постоянно, а есть те, которые меняются. Будет ли награждение в той или иной области, мы каждый раз определяем индивидуально. Это зависит от того, были какие-то значимые события в этой сфере в течение года или нет. Например, номинация «Строитель года» есть практически всегда, а «финансист» – нет. Или, например, в этом году мы будем вручать премию в сфере образования, которая до этого была лишь единожды, в 2011-м.
– Как происходит отбор номинантов на премию?
– Первоначально выдвигать кандидатуры участников могли только члены экспертного совета. Со временем мы поняли, что такой подход не вполне объективен, поэтому в 2020 году внедрили систему, при которой кандидаты могут самостоятельно подавать заявки на участие через наш сайт.Сейчас процедура выглядит так: на первом установочном совете мы определяем, какие номинации будут в текущем году. Затем мы отправляем сведения в профессиональные ассоциации, и они уже рассылают информацию по своим организациям.После того, как все заявки собраны, мы проводим первоначальный отбор, а затем приглашаем кандидатов на защиту проектов. Далее эксперты голосуют, достойна заявка попасть в лонг-лист или нет.На следующем этапе все члены жюри по очереди называют свою тройку номинантов. Каждому номинанту, за которого проголосовал эксперт, мы ставим баллы в специальной программе. Затем формируется итоговая тройка финалистов, которые набрали наибольшее количество баллов. Далее каждый из трёх кандидатов оценивается по шкале от одного до семи по следующим критериям: «Влияние на развитие отрасли», «Влияние на развитие Новосибирской области», «Деловая репутация», «Улучшение качества жизни новосибирцев» и «Новаторство». После этого этапа голосования определяется победитель в каждой из номинаций.Также в рамках премии есть отдельная внеотраслевая номинация, победителя в которой выбираем мы сами, то есть редакция «ДК». Оценка здесь идёт по тем же пяти параметрам, что и в остальных номинациях.
– Бывают случаи, когда участники после церемонии звонят и спрашивают: «Почему вы дали премию не мне, а другому человеку?»
– Да, практически каждый год происходят такие ситуации. Именно поэтому мы делаем процедуру отбора и голосования максимально прозрачной. Кроме того, у нас хранятся все анкеты с 2011 года. На каждой из них стоит дата и подпись эксперта. Поэтому, если вдруг возникают подобные вопросы, мы приглашаем прийти в офис и лично ознакомиться с анкетами, посчитать баллы. Правда, ещё ни один человек не приходил.
Про бизнес и власть
– Вы сказали, что помогаете наладить контакт между бизнесом и властью, интересно узнать об этом подробнее.
– Мы взаимодействуем с властью только на том уровне, который непосредственно связан с бизнесом. Например, тесно сотрудничаем с министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, поскольку у них много программ поддержки бизнеса. Также сотрудничаем с городским центром развития предпринимательства, проводим совместные мероприятия.
– Какие слабые места существуют во взаимодействии между этими структурами?
– Главная загвоздка заключается в существовании информационного вакуума. Например, сегодня есть множество государственных программ, направленных на поддержку бизнеса, о которых представители этого самого бизнеса не знают.Дело в том, что информация об этих программах публикуется в основном только на правительственных сайтах. Бизнесмены зачастую, во-первых, просто не знают, что существуют такие программы, во-вторых, где найти о них информацию.Но, к счастью, в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону. Например, те предприниматели, которые воспользовались поддержкой от государства, рассказали другим, и так информация пошла дальше, механизм завертелся.
– Какую роль ваше издание играет в этом процессе?
– Можно сказать, что «ДК» стал связующим звеном между бизнесом и властью. Например, мы оказываем информационную поддержку мероприятиям, которые организуют правительство Новосибирской области и мэрия для предпринимателей.Кроме того, проводим деловые мероприятия, куда приглашаем чиновников и предпринимателей. В рамках этих встреч гости обмениваются важной информацией, задают друг другу вопросы, проясняют какие-то моменты.
– Можете привести примеры таких мероприятий?
– Ежегодный форум «Будущее города», в рамках которого совместно с представителями бизнеса и власти мы обсуждаем проблемы Новосибирска, ищем решения.Другой пример: в этом году мы совместно с мэрией организовали акцию по высадке деревьев в Первомайском сквере. К участию привлекли несколько новосибирских компаний и индивидуальных предпринимателей.
– С площадкой «Мой бизнес» тоже взаимодействуете?
– Да, в частности с центром поддержки экспорта Новосибирской области. В прошлом году даже сделали печатный спецвыпуск «Экспорт в лицах». Главной задачей издания было познакомить аудиторию с представителями отрасли.Также сотрудничаем с Новосибирским областным инновационным фондом. С ним мы делали похожий проект – «Инновации в лицах».
Про редполитику
– На вашем портале есть несколько разделов, в том числе новостной. Сегодня многие интернет-СМИ просто копируют новости друг у друга, эксклюзивных материалов очень мало. Как у вас с этим обстоят дела?
– Со сторонних сайтов мы практически не берём материалы. У нас есть собственный пул источников, с которыми мы постоянно сотрудничаем, например, правительство Новосибирской области, Центробанк, профсоюзы и организации. Коммерческие компании тоже часто присылают новости и релизы. Можно сказать, что в основном целевая аудитория сама предоставляет нам информацию.
– То есть это эксклюзивные материалы?
– Не совсем так, потому что организации отправляют информацию и в другие СМИ. Но есть компании, которые на правах эксклюзивности предоставляют сведения только нам. Плюс мы публикуем собственные материалы: репортажи, интервью, обзоры, комментарии экспертов и так далее.
– По какому принципу формируется контент: как выбираете темы, героев?
– Если говорить о компаниях, то смотрим на сам бизнес: есть ли в нём что-то необычное, о чём можно рассказать. Любим писать про производство, потому что всегда интересно посмотреть, как делается тот или иной продукт. Обязательно освещаем приход на рынок и уход с него бизнес-игроков.Что касается интервью, то стараемся выбирать таких героев, которые оказывают значительное влияние на жизнь Новосибирска и его жителей.Также мы всегда отслеживаем актуальные повестки, размещаем соответствующие материалы. Сейчас, например, у нас много публикаций на юридическую тематику.
– Допускается ли в ваших материалах личное мнение журналиста или вы стремитесь к объективной оценке?
– Личной оценки у нас нет. А для чего? Наша задача – показать читателям ситуацию на рынке, а дальше уже пусть каждый сам делает выводы. Поэтому все материалы у нас максимально объективные.
– Как вы понимаете, какая тема «зайдёт» читателям, а какая нет?
– В основном ориентируемся на опыт. Мы давно на рынке, потому можем примерно оценить, что будет интересно целевой аудитории, а что нет. Хотя бывают ситуации, когда «выстреливают» и совершенно неожиданные публикации.
– Какие темы наиболее популярны у новосибирцев?
– Хорошо идёт аналитика, повестка Центробанка, отраслевые рейтинги, экономические прогнозы, интервью с первыми лицами. Много просмотров собирают материалы про слияния, поглощения, крупные сделки. Если говорить в целом, то наиболее популярные темы, которые помогают ориентироваться на рынке и вести бизнес.