Как составить оферту для онлайн-курсов и зачем она нужна
Не хотите бесконечно возвращать деньги клиентам – составьте качественный договор оферты для продажи онлайн-курсов.
Что такое оферта?
Оферта – это предложение заключить договор на определенных условиях. Чтобы договор был заключен, это предложение нужно принять, то есть совершить акцепт.
Формула проста: Оферта + акцепт = договор.
Для онлайн-школ гораздо выгодней разработать под себя договор публичной оферты, нежели чем каждый раз составлять и подписывать договоры с каждым клиентом. Плюсы от оферты следующие:
1) Экономит время. Вы один раз составляете один договор, адаптируете его под свои критерии, публикуете у себя на сайте, и больше не думаете о том, как заключить новый договор с новым клиентом.
2) Экономит деньги и иные ресурсы. Вам не придется каждый раз составлять новый договор, высылать его клиенту, ждать согласования и подписи. Клиент сразу ознакамливается со всеми условиями: если они его устраивают, он оплачивает курс, тем самым акцептуя оферту. Так, Вы можете гораздо быстрее получить свои деньги и развивать бизнес.
3) Снижает риски. Если составить качественную оферту, то, будьте уверены, количество возвратов денежных средств потребителям с Вашей стороны будет близко к нулю.
4) Стоимость составления договора оферты в разы ниже суммы потенциальных возвратов со стороны потребителей.
Договор оферты действительно снижает риски для Вашего бизнеса, ведь:
- Исполнитель может быстро получить свои деньги и быть уверенным в том, что не возникнет непредвиденных проблем, ведь все условия зафиксированы в договоре.
- Покупатель в свою очередь четко ознакомлен со своими правами, гарантиями и знает, на какие риски он идет (например, в оферте продавец может прописать, при каких условиях он готов вернуть деньги за онлайн-курс, а при каких возврат денежных средств в принципе невозможен).
Как составить договор-оферты и каких ошибок лучше не допускать
Первое: не используйте шаблоны. Никогда. Бесплатный сыр только в мышеловке.
Мы не просто так вспомнили эту поговорку. Договор, который не будет адаптирован под условия конкретно Вашего бизнес-проекта – как минимум, бесполезен, как максимум, может навредить. Лучше один раз потратить деньги и время, зато затем спокойно развивать свой бизнес и не переживать о договорных рисках.
Второе: есть некоторые условия, которые обязательно должны быть в каждой оферте. Так, необходимо предусмотреть следующее:
- Информация о продавце услуги – описание онлайн-школы (в начале можете просто указать название онлайн-школы, а реквизиты и юридическое наименование – в конце договора);
- Информация о клиентах – описание критериев потребителей услуги (только физлица, возраст (18+), наличие сертификата о прохождении предыдущего этапа обучения и т.д.);
- Предмет соглашения – информация о том, что получит покупатель после приобретения онлайн-курса;
- Условия покупки – информация о том, как принимается оплата, какие есть скидки, предусмотрен ли вариант оформления подписки и какие в этом случае будут условия;
- Условия акцепта – информация о том, что считается акцептом (об этом мы писали выше);
- Нюансы – заранее предусмотрите проблемы, которые могут возникнуть или условия, которые клиент может понять неправильно (например, как поступить покупателю, если в течение получаса с момента оплаты курса на электронную почту ничего не пришло).
Предмет соглашения. Один из самых важных пунктов договора. Здесь должен быть четко и детально прописан порядок и условия обучения, окончания обучения:
1) Когда и кем проводятся курсы?
2) Сколько уроков в курсе? Как осуществляется доступ к ним?
3) Проводится ли запись эфиров?
4) Есть ли домашние задания? Если да, каков порядок и сроки их проверки?
5) Сколько длится курс? Когда курс считается оконченным?
Условия акцепта и условия покупки. Акцепт обычно совершается в форме платежа. Как только продавец получает деньги, считается, что договор с покупателем заключен. Но Вы можете предусмотреть и другое условие. Главное, чтобы действие по акцепту было простым, легко проверяемым и повторяемым. Укажите, на какой счет принимается перевод, и когда обязанность по оплате считается исполненной – с момента поступления средств на счет продавца или с момента списания средств со счета покупателя.
Условия возврата. По закону потребитель может вернуть деньги в трех случаях:
1. До начала курса.
2. Во время прохождения курса пропорционально пройденным урокам.
3. Если курс оказался некачественным.
В этих случаях Вы должны вернуть деньги, даже если в оферте про это ничего не сказано. Онлайн-школа может лишь внести уточнения в эти условия. Условия не должны быть для потребителя обременительней и хуже тех, что установлены законом. При этом онлайн-школа может пойти навстречу клиентам и указать более лояльные условия, например, пообещать вернуть деньги в случае, если в течение первых трех уроков покупатель откажется от курса.
Пример такого условия: «Исполнитель обязуется вернуть Заказчику в течение недели денежные средства полном объеме, если после прохождения первых трех уроков Курса Заказчик заявит требование о возврате. Обоснования причин возврата при этом не требуется».
Нюансов, на самом деле, много. Нужно анализировать каждый случай. Для бизнеса важна автоматизация большинства процессов, и юридические вопросы – не исключение. Если понадобится помощь в составлении оферты, наши юристы всегда к Вашим услугам.