Как вернуть деньги за онлайн-курс
Можно ли вернуть деньги за курс, который Вы приобрели в интернете? Да. Но не всегда. Расскажем в этой статье о нюансах. А также поделимся случаем из нашей практики: как мы помогли вернуть клиентке 97 000 рублей за онлайн-курс (спойлер: до суда даже не дошло).
И, да, эта статья может быть полезной не только для потребителей, но и для самих онлайн-школ.
Проявите внимательность при выборе
Настоятельно рекомендуем перед покупкой курса проанализировать продавца услуги. Посмотрите, есть ли на сайте хоть какие-то реквизиты. Если нет, то это уже должно насторожить.
Если есть, следует понять, а кто вообще продает курс: ИП, юрлицо или самозанятый. В первых двух случаях на отношения с продавцом курса будет распространяться действие Закона о защите прав потребителей – а это хорошо, ведь по Закону Вы сможете помимо основной суммы долга отсудить еще и штраф в размере 50%, неустойку, и компенсацию морального вреда!
Пробейте исполнителя по реквизитам через сервисы налоговой и ФССП, лишним не будет.
Смотрим на договор
Вернуть деньги за интернет-курс Вы сможете в зависимости от того, что за договор был заключен.
Какие бывают договоры у онлайн-школ:
1. Лицензионный договор.
Этот договор предусматривает возможность покупателя курса «пользоваться» результатами интеллектуального труда исполнителя за определенную плату.
Так, лицензионный договор применяется в ситуациях, когда онлайн-школа разрабатывает N-ое количество уроков и сбрасывает их все сразу ученику после оплаты курса. Такие курсы не предполагают обратной связи с исполнителем, проведения каких-либо вебинаров, проверки домашних заданий и доступ к материалам курса предоставляется сразу.
Поэтому юридически будет считаться, что Вы воспользовались уже всеми материалами (даже если Вы просмотрели только половину первого урока), и вернуть деньги за остальные уроки не получится. Ну, только если не докажете, что он некачественный.
Пример: онлайн-школа анонсировала запуск курса по вышиванию крестиком. Курс включает в себя 5 уроков, из них три видеоурока, два – текстовый материал. После оплаты курса ученик получает сразу все материалы, без возможности обратной связи.
2. Договор оказания услуг.
Это уже более гибкий вариант договора. Его можно использовать как в случае, когда ученик занимается самостоятельно, так и тогда, когда предполагается обратная связь (например, создание чата с учениками, систематическая проверка домашних заданий).
В этом случае клиент уже сможет вернуть деньги за интернет-курс в полном объеме, если еще не начал проходить обучение или же потребовать частичного возврата.
Как вернуть деньги за курс?
Как Вы уже успели понять, это зависит от договора.
В случае, если Вы имеете дело с лицензионным договором, вернуть денежные средства Вы сможете, только если докажете, что курс некачественный.
Например, если онлайн-школа в своем диетическом курсе заявляла, что курс содержит рекомендации психолога, которых по итогу не оказалось.
В случае, если перед Вами договор оказания услуг, то Вы можете претендовать на полный или частичный возврат.
- Вы еще не начали проходить курс;
- если курс оказался некачественным, и потребитель может это доказать;
- если онлайн-школа обещала, что вернет деньги.
Если ученик еще не приступил ни к одному уроку, ничего не просмотрел, то исполнитель обязан вернуть денежные средства в полном объеме, поскольку фактически никаких услуг потребителю не оказал. Тем не менее, исполнитель может удержать из суммы фактически понесенные расходы (о таких расходах может быть, например, указано в оферте).
За некачественный курс исполнитель также обязан вернуть деньги. Если курс не соответствует описанию, потребитель может требовать возврат в полном объеме.
Возможен и случай, когда онлайн-школа в целях привлечения покупателей указывает на особенные условия возврата. Например, если в оферте есть условие о том, что онлайн-школа готова вернуть средства ПОЛНОСТЬЮ в течение первых трех уроков, если курс не понравится.
Вернуть часть суммы за курс Вы сможете в случае, если уже успели пройти несколько уроков.
Так, формула будет такая:
Стоимость всех уроков – Стоимость пройденных уроков (расходы на обучение) = Сумма возврата.
Так, покупатель сможет требовать вернуть деньги за купленный курс за вычетом уже тех уроков, которые он успел пройти, а также тех расходов, которые понес на него исполнитель.
К таким расходам могут относиться, например, создание учетной записи на ученика или комиссии банков.
Когда нельзя вернуть деньги?
Бывают и ситуации, когда потребитель не сможет потребовать возврата денежных средств.
Благо, таких случая всего два:
1. Когда курс уже завершился
2. Если это лицензионный договор.
Что нужно сделать, чтобы вернуть деньги за онлайн-курс?
1) Обратиться к продавцу, попробовать решить вопрос мирно.
2) В случае неудачи – составить претензию. Изложить все фактические обстоятельства, сослаться на закон (ГК РФ, Закон о защите прав потребителей), указать, что в случае неудовлетворения требований Вы вынуждены будете обратиться в суд, где помимо основной суммы долга Вы будете требовать также уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещения расходов на юриста, а также, если спор с компанией или ИП, уплаты штрафа в размере 50% от всей суммы и компенсации морального вреда.
3) Обратиться в суд. Содержание иска, в целом, дублирует претензию, но необходимо также указать дополнительные данные, особое внимание необходимо уделить правовой аргументации, уплатить госпошлину (имейте в виду, что споры в сфере защиты прав потребителей госпошлиной не облагаются).
Наша практика
Интересно, что наша клиентка хотела вернуть деньги у онлайн-школы за курс по обучению профессии – администратора онлайн-школы :)
-> Ситуация следующая: клиент оплатила почти 100 000 рублей по реквизитам, которые не совпадали с теми, что были указаны на сайте. То есть предполагаемый исполнитель услуг и получатель денежных средств не совпадали.
-> Клиент захотела вернуть деньги за курс, на что чат-менеджер ответил, что «…Заказчик вправе отказаться от договора и обратиться с заявлением о возврате денежных средств не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента начала курса», и в возврате денежных средств было отказано.
Мы составили претензию, в которой указали на то, что получатель денежных средств – третье лицо, которое к курсу никак не относится, что никакой оферты не было, договора с ним не было, и, по сути, полученные деньги – неосновательное обогащение.
Мы указали, что намерены идти в суд в случае неудовлетворения требований и взыскивать помимо суммы долга все сопутствующие расходы.
Онлайн-школа после получения претензии деньги все-таки вернула. Правда, не все: 97 тысяч из 100. Три тысячи школа позаимствовала (непонятно, правда, на что), но и такой результат мы считаем победой.