Может ли малая авиация развить туризм в России?
Авиация — быстрый и доступный способ передвижения. Туристическая сфера развивается только с авиасообщениями, крупные лайнеры могут доставить группы с одного города в другой в считанные часы. Но значение малой авиации для туризма ничуть не меньше большой, так как путь к труднодоступным природным районам, в малые российские города и в местности с непростым ландшафтом открыт порой только для легких и сверхлегких летательных аппаратов.
Проблемы и перспективы
Тревогу вызывают данные статистики, которые показывают сильное отставание российской малой авиации от показателей европейских стран и США. Однако наша транспортная отрасль не умерла, а развивается и идет вперед, хоть и медленно.
Конечно же, трудности есть, и основная задача до сих пор лежит на плечах энтузиастов, но сейчас государство обратило внимание на юрких вездесущих помощников – малые самолеты и вертолеты. В условиях санкций, когда зарубежные поставщики и туристические фирмы уходят с российского рынка, развитие отечественной малой авиации, производство собственных летательных аппаратов, строительство авиадеревень в отдаленных районах сформируют собственный авиапарк, дадут рабочие места, возможности для туризма, налаженный канал для доставки грузов в самые дальние уголки страны, оживят медицинскую авиацию дальних районов.
Необходимость развития внутреннего туризма с условием доступности бесспорна. Постоянное внимание к этой перспективной отрасли со стороны властей и любителей поможет не оставить её в стороне, дать достойное продолжение славному отечественному авиапрому, развить увлекательный разносторонний туризм.
Тридесятые туристические маршруты не для всех
С высоты птичьего полета открывается вся красота и ширь российских просторов. Девять часовых поясов, разные климатические зоны, бесконечные леса, реки и моря – всё это наша Россия с богатейшим потенциалом, которую нужно изучать и осваивать.
Но есть много мест, перспективных для туризма, которых не достичь без полетов малой авиации. Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север, Камчатка, Сахалин, Горный Алтай, озеро Байкал – о некоторых местностях мы знаем лишь понаслышке, но не имеем возможности побывать там.
Мыс Рытый на озере Байкал
Это точка силы, к которому есть ход только у шаманов, проводящих в пути к нему недели и месяцы. По земле туристам туда не попасть, единственная возможность – приехать зимой по байкальскому льду, преодолевая немыслимые климатические и ландшафтные барьеры.
Мыс был бы доступен для туризма, если бы на нем были вертолетные площадки для малых «вертушек». Его красота не освоена, не изучена и остается практически невидимой для многих миллионов россиян – а это несправедливо, согласитесь!
Плато Путорана на полуострове Таймыр
В это красивейшее место Красноярского края есть два трудных пути – во воде и воздуху. Оба они недоступны для обычных туристов – вертолеты и лодки фрахтуются экстремалами-любителями от туризма. Транспортный путь лежит только к подножию плато, откуда предстоит трудный подъем пешком на расстояние 80 км.
Взлетно-посадочная полоса на плато решила бы проблему доступности этого красивейшего места, и многие из нас были бы счастливы слетать в выходные на Путорану, встретить рассвет в суровой красоте Таймыра – и быстро вернуться домой.
Долина реки Чулышман в Горном Алтае
Красивейшие места «алтайского Марса», Гейзерного озера, античных петроглифов Калбак-Таш доступны летом, когда можно проехать туда на мощных джипах или идти пешком несколько дней. В долине есть несколько юрт без удобств для туристов, и добираются до этих мест далеко не все желающие.
Строительство авиадеревни с полосами для взлета и посадки малых самолетов, вертолетов привлекло бы сюда туристов, геологов, любителей эко-жизни.
Долина Гейзеров на Камчатке
Это красивейшая местность с вырывающимися из-под земли паровыми столбами и резервуарами минеральной воды лечебного назначения несправедливо скрыта от массового туризма. В долину путь лежит пешком, через перевалы и скалы, или на вертолетах.
Создание авиадеревни вблизи этого природного заповедника позволило бы организовать постоянный круглогодичный туристический маршрут с легким доступом к редкой красоте Камчатки.
Остров Итуруп возле Сахалина
Это самый дикий и красивый остров Большой Курильской гряды. Белые Итурупские скалы поражают воображение и привлекают к себе диких туристов, которые всё же прокладывают туристические тропы по острову. На Итуруп летают большие самолеты, но далеко не бюджетная цена билетов недоступна для большинства любителей красивых мест – а жаль.
Авиадеревня и доступность острова для полетов сверхлегких летательных аппаратов могла бы решить эту проблему, и в арсенале любителей, коллекционирующих поездки в самые удивительные уголки России, на одну прекрасную возможность стало бы больше.
Хоть на край Земли, хоть за край!
Малая авиация – это не только доступность отдаленных мест России, это ещё и освоение новых территорий для проживания и добычи ископаемых, возможности для инвестиций и эко-промышленности. Это деньги, которые лежат буквально под ногами, и которые мы так долго стесняемся – или ленимся – взять.
Расширенные туристические маршруты внутри страны тоже принесут стране деньги, а у россиян и зарубежных гостей появится больше возможностей для знакомства с удивительными ландшафтами, климатическими зонами, ареалами уникальной флоры и фауны каждого российского уголка.
План успешной реализации этого проекта очевиден. Необходимо строительство новых авиадеревень с взлетно-посадочными полосами для малой авиации. Эти постройки не нанесут вреда окружающему ландшафту, потому что занимают малую площадь и нуждаются в минимальном техническом обслуживании, их можно возводить даже в заповедных парках и на горных плато. Туристы, прибывающие в крупные аэропорты, имели бы возможность воспользоваться услугами малой авиации, чтобы достичь желанных географических мест – это было бы для всех недолго по времени, удобно, доступно в любое время года, недорого по финансам.
Вывод таков: преимущества использования транспорта, инфраструктуры малой авиации широки, и в выигрыше будут все – и государство, и фанаты этой лётной сферы, и, конечно, туристы.
Авиадеревни с современными жилыми строениями уже сейчас являются желанным местом для проживания многих семей, которые хотят растить детей в экологически спокойных условиях, а не в мегаполисах, и при этом не быть оторванными от учебы и работы. Малые взлетно-посадочные площадки, построенные там, куда не летают большие лайнеры – прекрасная возможность и для туризма, и для других важных сфер.
Путешествие по воздуху становится привычным для современного человека, поэтому есть надежда на прогресс российского легкомоторного авиапарка и внимание к нему властей высшего государственного уровня. За развитием малой авиации – будущее большой и сильной России!