#ОЗОН и новые штрафы для продавцов

Не первый год сотрудничаю с этой площадкой. Но в последнее время сложно говорить о сотрудничестве, скорее, речь идет о взаимоотношениях раба и рабовладельца. Думаю, понятно кто выступает в качестве раба. Примерно год назад я почувствовал, что ОЗОН полностью изменил модель получения прибыли. До этого основным направлением извлечения прибыли для площадки было развитие продаж, а значит, карманы покупателей. Теперь все внимание Озон сосредоточено на кармане продавца. Отсюда и постоянный рост комиссии. Например, я начинал работать с комиссией на основную часть своих товаров в 10%, теперь эта комиссия - 18%. В разы выросла стоимость услуг по продвижению, рекламе. Растет стоимость логистики. Появились подписки Premium и PremiumPlus. По этим подпискам теперь предлагается получить платные услуги, которые раньше были бесплатными. Как вам платить 25 000 руб. за подписку и получить техподдержку, которая может отвечать через день-два на ваши сообщения шаблонами? Я уже приспособился: пишешь вопрос, получаешь шаблонный ответ. Снова отправляешь тот же вопрос. И раз на третий подключается живой оператор, который хотя бы читает, что было написано. Смахиваю скупую слезу, когда вспоминаю, как всего 1,5 года назад быстро отвечали живые операторы и без всяких платных подписок)

Естественно, многие скажут, мол, какие проблемы? Закладываешь все новые издержки в цену товара и продавай. Но так это не работает. В стране, которая мало что производит, в сфере торговли всегда высокая конкуренция. Особенно сейчас, когда рынок покинули многие бренды. Ассортимент товаров уменьшился. Конкуренция очень высокая, а значит, нельзя просто так поднять цены. Все дополнительные издержки, которые создает Озон, продавцы все больше покрывают за свой счет. Маржинальность бизнеса постоянно снижается. Да, что там? По мнению некоторых спикеров Озон, можно и нужно (!!!) работать за 1% с оборота) Продайте товаров на 5 млн. и "заработайте" 50 000 рублей. Самое смешное, эти спикеры верят в то, о чем говорят. У меня уже чистый доход от работы на площадке не превышает 5%. Полтора года назад было 10%. Действительно, 1% не за горами)

В общем, политика площадки понятна: как можно глубже залезть в карманы продавцов. Реклама, продвижение, услуги и штрафы. Вопросов нет к площадке, когда она продвигает свои услуги. Хочешь покупай, хочешь нет. Но в погоне за прибылью Озон все больше разгоняет волну начисления штрафов. Ведь штраф - это еще один источник дохода. Его всегда можно обосновать погоней площадки за улучшением качества работы продавцов, за уменьшением контрафактного и некачественного товара и т.д. Но мне больше вспоминаются времена, когда я работал на "дядю". Когда фирме нечем было платить зарплаты своим сотрудникам, вдруг резко появлялась штрафная сетка. Начинали с помощью штрафов срезать зарплату, естественно, под благовидным предлогом) Вот теперь Озон и напоминает того хитрого дядю.

Вот пример: раньше за отмены при превышении 20% от общего количества заказов, магазину блокировали продажи на неделю. Потом немного смягчили до 3 дней. Потом жадность менеджеров Озон взяла верх - теряли много продаж, и блокировку отменили совсем. Ввели штраф за отмену в 1,5% от цены товара, но не более 700 руб. Даже здесь умудрились извлечь выгоду) Но и этого оказалось мало. Ведь аппетит приходит во время еды. Теперь хотят увеличить процент до трех, но и вернуть блокировку на 7 дней при превышении 30% показателя отмен. То есть, теперь продавцов будут наказывать дважды за одно и то же "злодеяние"! Не буду объяснять, что любой продавец в 10 раз больше Озон заинтересован продать свой товар, а не отменять заказ. Отмены происходят в 90% случаев по форс-мажорным обстоятельствам. Но даже на этих обстоятельствах Озон решил заработать.

Далее, целый пласт штрафов за модерацию карточек товаров. Такие штрафы начинаются с 1000 рублей и до 10 000 рублей. Здесь вообще кладезь, золотое дно для Озон! Продавца могут оштрафовать, например, за упоминание другого бренда в описании товара. Пример: вы берете у производителя описание товара, где он абсолютно легально хвастается тем, что его товары застрахованы ООО "Рога и Копыта". В данном случае это играет как характеристика и выгода товара, не более. Вы без задней мысли добавляете эту характеристику товара в описание, и вас штрафует Озон. Не чьи права не нарушены, покупателя в заблуждение не ввели, а Озон у вас вытащил из кармана приличную сумму. А если у вас сотня таких товаров? Значит, Озон станет на 100 000 руб. богаче) Это лишь один пример из сотни, за что могут оштрафовать продавца.

И любимая тема Озон, как он бдит за правами на бренды. Про то, что ваши товары могут заблокировать за любой чих правообладателя, я промолчу. А вот в один прекрасный момент узнать, что вы, оказывается, продаете товар под суперзащищенным брендом и за это будете оштрафованы, если в течение 7 дней не предоставите документы, подтверждающие право на продажу! Каково? И штраф в 1000 руб. за каждую позицию. Весело, но не очень. У меня возникла подобная ситуация. Абсолютно все товары закупаю либо у правообладателей, либо у дилеров и дистрибьюторов. Год продавал товары одно известного бренда. Товары закупались у дилера. Когда получил уведомление, что всего в течение 7 дней я обязан предоставить подтверждающие документы, то собрал их и предоставил в необходимый срок. По запросу дилер выслал мне сертификат от правообладателя, предоставил договор поставки с дилером и последний УПД о покупке товара у него. Но сотрудников Озон такой пакет документов не устроил. Мол, на сертификате дилера нет печати. Только суть в том, что большинство правообладателей дают подобные сертификаты своим дилерам без всяких подписей и печатей. А дилерский договор мне поставщик не дал бы, сославшись на коммерческую тайну, что верно. Отправил через дилера правообладателю запрос, чтобы на этом сертификате поставили печать и подпись. Ответили, что руководитель с правом подписи в командировке, приедет - поставим. Но Озон вводит штрафы не для того, чтобы защитить покупателей от контрафакта и барахла, а чтобы рубить бабло. Поэтому, несмотря на мое предложение подождать немного документ, который их устроит, я был оштрафован) К счастью, товаров данного бренда у меня было всего 17, а не 100 или 1000. Вот такой бизнес у Озон на штрафах. Можно придраться к любой закорючке, не принять документы и рубануть штрафом, прикрываясь защитой правообладателя и борьбой с контрафактом) И это на фоне OzonGlobal, где китайские товарищи такую муть продают, что ею даже один бывший магазин единой цены побрезговал бы торговать)

В общем, картина безрадостная. В погоне за сверхприбылью Озон начинает сжирать сам себя. О покупателях никто не думает, иначе бы улучшили свою логистику, которая в последнее время показывает дикий рост просроченных доставок. Про поврежденные товары в результате этих доставок промолчу. Все мысли менеджеров площадки будоражат худеющие кошельки продавцов. Им с их зарплатой и со своей озоновской колокольни действительно кажется, что 1000 рублей - это мелочь. И это в стране, где многие семьи живут на 30 000 рублей в месяц. Про юридический аспект вообще не приходится говорить. Большинство этих штрафов незаконны. Даже если прописаны в договоре. Особенно в том случае, который я привел. Если есть сомнения, что я продаю контрафактный товар, а мой поставщик не является дилером, ОК, сделайте запрос правообладателю и проверьте информацию. Как вы думаете, когда я предоставлю им сертификат с печатью, они вернут деньги? Риторический, конечно, вопрос)

Лично у меня, в новых реалиях оборзевших маркетплейсов, вся надежда на законодателей нашей страны. Лед тронулся. 01.09.23 уже внесены поправки в антимонопольное законодательство, бьющие по носу маркетплейсы. Сейчас готовится в ГД РФ законопроект, который запретит маркетплейсам менять условия договора чаще 1 раза в год. В одностороннем порядке расторгать договоры с продавцами и ПВЗ, продавать самостоятельно товары, которые уже есть на площадке. Данный законопроект уже ориентирован на защиту интересов 300 тысяч предпринимателей и самозанятых, которые прямо или косвенно работают с маркетплейсами. Новый закон призван защитить субъекты малого бизнеса от произвола меркетплейсов. Маркетплейсы заставят все регламенты привести в соответствие с законодательством. А пока регламенты защищают только их собственные интересы, нарушая права и продавцов, и покупателей. Будущий закон очень своевременный. Известно, что Озон уже разрабатывает новые бренды, с которыми планирует выйти на рынок. То есть, продавцы за свой счет развивали целые ниши товаров, вкладывались в их рекламу на площадке, работали с контентом, отзывами и лояльностью покупателей, а Озон получив бесплатно необходимую и готовую статистику, уже готов занять созданные с нуля ниши. Естестсвенно, эти ниши площадка вычистит от конкуренции за счет цены, усиливая свою монополию. Но, к счастью, этим хотелкам будет не суждено сбыться)

Вывод из моей статьи следующий: маркетплейсы достигли апогея своего роста. Их аппетиты привели к удорожанию товаров. Многие продавцы на этом фоне вновь начали развивать свои собственные ресурсы. В погоне за прибылью Озон начал повторять ошибки WB. Именно своим немотивированными штрафами WB подтолкнул законодателей принять поправки в антимонопольное законодательство. Но менеджеры Озон будут наступать на те же грабли, что и их коллеги. Туда им и дорога.

33
11 комментариев

По продажу своего бренда от маркетплейсов: ни чего не изменится. Только раньше мы хотя бы видели, что это продает ВБ или Озон, а сейчас они наделают юр. лиц и так же будут продвигать их и товары, которые они продают - а все подумают, что это обычные продавцы.
В целом согласен с тем, что маркетплейсы оборзели. на ВБ в 2020 заходили с комиссией 15%, а сейчас комиссия 25% + с июля в 6 раз увеличилась стоимость хранения, логистика растет, туча штрафов, товар пропадает, товар не проверить, вообще ни какой ответственности не несут они за товар который у них хранится и за который мы платим деньги по хранению. Документах о приемке товаров нет. Штрафы ни чем не обоснованы, сейчас еще ввели локализацию, изменили систему выплаты денежных средств. А уж что они наверехают до ввода нового закона. Они там в оферту впишут все что хотят на ближайший год вперёд.

2
Ответить

Как раз сейчас мне стал написывать их сотрудник по развитию продаж. Предлагает зайти с моими товарами) Хочу все же зайти чисто из любопытства с небольшой партией, ибо один из крупнейших лого в моем городе. И всего 4 конкурента с моими товарами, на Озоне таких 250) Есть повод задуматься. Но и знаю, что WB - дно, хотя Озон догоняет. Считаю, нельзя строить бизнес только вокруг одного маркетплейса. Ибо со временем твой бизнес станет его бизнесом. Поэтому буду пробовать. С ЯМой работаю - намного лучше Озон. Мегамаркет тоже на очереди. Так что посмотрим)

1
Ответить

Аминь.

2
Ответить

Развивать нужно прямые продажи, если хотите заработать себе имя, то же Авито приносит больше прибыли, тут и обратная связь с покупателем, нет фейковых заказов, подмен, пока площадка не испортилась. Озон пусть дальше занимается введением новых штрафов, и дурным регулированием, в итоге получат отток продавцов, там и так с ассортиментом беда, я в качестве покупателя больше интересного и эксклюзивного нахожу на Авито.

1
Ответить

После смены нескольких ПВЗ, у меня сложилось впечатление. что Озон уже начал схлопываться. Часто сам отгружаю заказы, т.к. сотрудницы - хрупкие девушки, товары заношу на склады. Так вот: склады пустые. Максимум, 1 куб товаров со всех полок. И это в ПВЗ в черте города-миллионника с огромным трафиком а/м по улицам. Полтора года назад, когда начинал работать, склады ПВЗ ломились. Никакие цифры статистики не нужны, все видно и так) Насчет прямых продаж, верно. На Авито пытался выходить, но по моей специфике товаров, продажи были мизерные. Зато развиваю свой интернет-магазин. Продажи немного растут, ведь на нем те же товары, что и на Озоне, уже намного дешевле и доставку предлагаю бесплатную Думаю, высокие комиссии погубят некоторые маркетплейсы. Люди тоже не дураки, умеют сравнивать цены) Интернет им в помощь) Лично я, сам вообще ничего не покупаю на маркетплейсах, ибо точно знаю, что дороже)

2
Ответить

"Если мы замечаем, что товары продавца продаются без необходимых документов, карточку скроем и возьмём плату за обработку нарушения."

Ну. Ну. Удалить карточку и взять за эту услугу 10.000 за каждую.
У меня таких карточек прислали 270штук. И это при учете, что товар и не выдавался за оригинал, и графа Бренда не заполнена данным брендом. Просто упоминание в названии что деталь для Самсунга.

Конкретного ответа не добился, служба поддержкиговорит, то про товарный знак, то про то что докажи что не подделка.

Переписку для досудебки сохранил всю. Для магазина с прибылью в тысяч 80 в месяц и товарами по 300-500руб, размер "штрафа" в 2.7млн (в договоре как дополнительная услуга) не сопоставим. Услуга явно навязанная.

1
Ответить

Пусть в жопу себе засунут свои штрафы) Если дело дойдет до суда в подобном случае, то судья то же самое, только в более вежливой форме, озвучит их представителю. Есть в Гражданском кодексе понятие "несоразмерность неустойки". Такой штраф легко подпадает под определение необоснованного обогащения. С таким же успехом они могут назначить штраф и миллиард за одну карточку) Почему нет?)

1
Ответить