Переопределить будущее научно-фантастического рассказа Прэтта Флетчера «Город живых мертвецов»
«Город живых мертвецов» написан в 1930 году Прэттом Флетчером и Лоуренсом Мэннингом. Вызывает восхищение — способность авторов сделать такой прогноз развития (деградации) общества, который продолжает исполняться спустя 93 года.
Идеи рассказа
Рост производительности труда приводит к тому, что человеку достаточно трудиться всего полчаса в день (а потом и вовсе, было не нужно), чтобы обеспечить свои потребности. Тогда человек уделяет больше времени творчеству, но и тут его настигает прогресс — техника (по рассказу) вытесняет человека из творчества: например, изобрели машины, которые полностью заменили музыкантов, и воспроизводили любые заданные слова и ритмы. Сейчас (на протяжении нескольких лет) это делает искусственный интеллект.
Оставшиеся глубины и горы были покорены машинами. Исследованы все планеты Солнечной системы. Не осталось реальных дел, которыми можно было бы заниматься. Мужчины стали гоняться за различными побрякушками (считай машины, квартиры, одежда, телефоны и т. п.) .
Человеку не осталось ничего, кроме развлечений… Поначалу, создали механизированные театры, которые генерировали для зрителей в нужное время подходящие ароматы, привкусы, тактильные ощущения (температура, ветер) . По сути это образ 5D кинотеатров.
Ученые научились соединять нервы человека с нейроинтерфейсами различных протезов/имплантов. Слепые снова смогли видеть, глухие снова смогли слышать. Тогда родилась идея: если нейроинтерфейсы передают сигналы того, что происходит в реальности, то можно научиться передавать сигналы того, чего в реальности не происходит. Так людям стали транслировать грёзы, неотличимые от реальности, в которых можно быть кем угодно.
Фактически уже сейчас есть технологии, позволяющие видеть с помощью камер или управлять механизмами силой мысли. А благодаря эффекту нейропластичности мозга ученые обучают видеть с помощью языка, и заявляют о возможности наводить образы: «С ее помощью (речь про устройство) можно даже создать рекламу, которая транслировалась бы прямо в мозг человека. Например, во время роликов о газировке во рту ощущались бы пузырьки. В перспективе технологию можно также использовать с целью передачи мыслей и эмоций между людьми, уверены разработчики».
Конечно, не все идеи хороши (1930 год все-таки) :
- Авторы предположили (или намеренно утрировали?) , что для погружение в грёзы, людям придется отказаться от органов чувств с помощью хирургии, и соединить себя с имплантами, навсегда отказавшись от реального мира, оставаясь неподвижными в специальных устройствах. Судя по достижениям современной науки и технологий, будет возможно дублировать работу систем (искусственных) восприятия нереальных образов и систем (естественных) восприятия реального мира, переключаясь между ними либо воспринимая одновременно обе, дополняя реальность без гаджетов, но с помощью вживленных имплантов.
- Вместо пищи, таких людей кормили токами высокой и низкой частоты (не хотелось бы отведать) .
Для поддержания работы инфраструктуры, использовали геотермальную энергию.
Пересечения с «Хищные вещи века» Стругацкие
В повести «Хищные вещи века» (1964 г.) , Стругацкие описывают благополучный приморский город с приятным теплым климатом, где людям не приходится думать о том, как заработать деньги. Это приводит к тому, что они снова (как в предыдущем рассказе) не знают чем заняться, и посвящают себя развлечениям. Экстремальные приключения (кстати, с этого же началась деградация в «Городе живых мертвецов») . Облучение толп людей (названо Стругацкими «дрожка») волнами от специального устройства на площади, массово вводящая их в грёзы с приятными и реалистичными фантазиями. И, наконец, электронный наркотик — слег, который позволяет погрузиться в воображаемых мир, неотличимый от реальности, откуда не хочется возвращаться. Видна прямая аналогия с развитием общества в рассказе «Город живых мертвецов».
Переопределить будущее
Беззаботная жизнь, возможность погружаться в грезы — приводит к отказу от реальной жизни и реальных дел. Такой вывод можно сделать после прочтения. Но дело не только в этом, а еще и в том, что общество просто не успевает за изменениями. Технический уровень цивилизации растет быстро, а этический уровень за ним не успевает («Барьер Питерса» или «Антропотехнические ножницы»). Возможностей становится больше, но не становится больше понимания того, как разумно с ними обращаться. Актуализацией этики и воспитанием людей должно заниматься государство. Для этого оно должно работать на пользу большей (а не меньшей) , части общества, иначе выйдет так, что прогресс лишь создаст миллиарды умирающих безработных или уничтожит все живое.
Такое будущее рисует западная фантастика, и она справедлива для развития мира в капиталистической формации. И да, «Хищные вещи века» Стругацких написаны по западному типу (исходя из сути и духа произведения) , но это не делает его плохим.
Есть иное видение, в советской фантастике, например, в «Туманность Андромеды» Ефремова, где человечество сумело объединиться, построить разумные отношения друг с другом, миром и техносферой. Это справедливо для развития мира в коммунистической формации.
Приведите другие интересные примеры будущего из научной-фантастики или из прогнозов ученых.