Российский авторынок 2021-2022 года: изменения, цифры и прогнозы

В последние годы на автомобильном рынке России происходят кардинальные изменения, которые связаны с экономическими, политическими и даже биологическими аспектами. Казалось бы, в послекарантинный период ситуация стабилизируется. Но после недолгого роста продаж нас вновь ожидало резкое падение с конца зимы 2022. В нынешнем году объёмы производства снизились более чем на 80%.

Предлагаем подробней рассмотреть в цифрах, какие изменения настигли российский авторынок в 2021-22 годах.

Объёмы продаж автомобилей в 2021 году За 12 месяцев 2021 года в России было реализовано 1.667 миллионов легковых и коммерческих авто, что превысило показатели карантинного 2020 на 4.3%. Более активный интерес у россиян наблюдался в первое полугодие, когда был замечен внушительный рост на 37%. Но осенью 2021 началось падение: за октябрь количество продаж сократилось на 18%, за ноябрь и декабрь – на 20%. За первые 6 месяцев 2021 было реализовано 871 тыс. новых авто, а за второе полугодие – 796 тыс.

Если говорить о структуре авторынка, то легковой транспорт занял 44,5% (742 тыс.), а доля внедорожников составила 47% всех проданных машин (784 тыс.). Легкие коммерческие авто заняли 7.8% (131 тыс.), а пикапы – 0.6% (10 тыс.). Ещё за 2021 официальные дилеры реализовали в нашей стране 1001 электромобилей.

Лидирующие позиции на отечественном рынке занимают авто марки Lada. Далее традиционно идут Kia, Hyundai, Renault, у которых наблюдается рост в 2%. В категории премиальных автомобилей первую строчку вновь заняла BMW. В прошлом году на российском рынке резко увеличилась доля транспорта китайских производителей. Так, спрос на машины Haval вырос в более чем два раза, Chery – в три раза, Geely – на 60%. По объёмам продаж эти марки догнали Mitsubishi и Mazda.

Ситуация на российском авторынке в 2022 году До весны 2022 на заводах, расположенных на территории РФ, выпускали свои автомобили десятки именитых мировых производителей. С конвейера сходили машины разных классов, начиная от бюджетных седанов, заканчивая премиальными кроссоверами. На фоне санкционных ограничений с нашего рынка ушло большинство зарубежных автопроизводителей: Toyota, Nissan, Renault, Kia, Hyundai, Citroen, Opel, Mercesed-Benz, BMW и пр. Так, в марте 2022 с конвейеров было выпущено чуть менее 41 тысячи единиц автомобилей, что на 72% меньше по сравнению с мартом 2021 (146,6 тысяч).

Большинство производителей заявили о приостановке поставок и сборки машин, а полностью покинули нашу страну лишь некоторые марки. Так, компания «Рено» продала собственный московский завод и активы «Автоваза». При этом наш рынок считался для французского производителя вторым по объёмам продаж: в 2021 в России было реализовано более 482 тысяч авто – лишь на 39 тыс. меньше, чем во Франции. Решение уйти с российского рынка только за первое полугодие стоило «Рено» падения продаж на треть.

Также полностью из России ушла корпорация General Motors, которая преимущественно занималась реализацией внедорожных машин и кроссоверов Cadillac и Chevrolet. Что касается тех, кто продолжил производить автомобили в нашей стране, то можно упомянуть лишь компанию Haval. На тульском заводе продолжает осуществляться сборка кроссоверов F7 и Jolion, а также внедорожников Н9.

На текущий момент владельцем московского завода «Рено» является правительство нашей столицы в лице Сергея Собянина. На текущий момент при партнёрстве с «Камаз» продолжается сборка авто зарубежных марок, но в ближайшее время планируется запуск линейки по производству машин на инновационной платформе под брендом «Москвич».

Дефицит иностранных запчастей негативно влияет на стабильность выпуска привычных линеек авто и российских производителей. Так, «Автоваз» в течение нескольких месяцев не осуществлял сборку Lada XRAY и Largus. Летом производство частично возобновили – за июнь 2022 было собрано чуть более 13 400 легковых машин, что на 360% больше, нежели за май. Если же сравнивать с аналогичным периодом 2021, то наблюдается уменьшение объёмов производства на целых 89%.

Ситуация с ценами на машины После заявления многих иностранных компаний о прекращении производства в России и резкого роста курсов валют весной 2021 в автосалонах был замечен скачок цен вверх. Как показывает «Автостат», в марте зафиксировали рекордную средневзвешенную стоимость реализации машин – чуть более 2.81 млн. руб.

В начале весны 2021 этот показатель составлял 1.87 млн. руб. К лету произошло снижение цен – в мае средневзвешенная стоимость новых машин составила 2.38 млн. руб. К сентябрю данный показатель снизился до 2.29 млн. руб. Если рассматривать реализацию на сервисе «Авто-ру», то в марте средняя стоимость нового автомобиля составляла 4.94 млн. руб., в июне – 3.7 млн., а в сентябре – 3.3 млн.

Как утверждают эксперты, несмотря на немного положительную тенденцию, на фоне сокращения поставки цены на новые автомобили из салонов вряд ли вернутся к показателям 2021. Многим дилерам вообще пришлось закрыться из-за невозможности восполнения запасов на складах. Так, в апреле 2022 их количество в нашей стране превышало 3200, а к ноябрю осталось чуть более 3000. Прекратить работу были вынуждены преимущественно дилерские центры, которые занимались продажей европейских и американских авто Opel, Volvo, Peugeot, Chevrolet.

Что говорит вторичный авторынок Если рассматривать ситуацию с подержанными автомобилями, то за 3 квартала 2022 года было продано на 25% меньше машин, чем в 2021. Летом и осенью ситуация немного стабилизировалась, однако негативная тенденция по сравнению с прошлогодними показателями сильно ощутима. Лидером вторичного рынка неизменно являются авто марки Lada.

Если говорить о ценах, то в нынешнем году подержанные машины продаются в среднем на 10% дороже по сравнению с 2021. Больше всего расценки «взлетели» в отношении японских автомобилей и категории премиум. Наиболее резкий скачок произошёл в марте (на 25%), летом было заметно небольшое падение цен на 4%.

Что ждёт российский авторынок в приближающемся 2023 году, пока непонятно. Как показала практика, решить многие проблемы с поставками частично удалось за счёт вторичного импорта, но стабильной ситуацию назвать пока рано. Вернуться ли ушедшие производители в нашу страну, также пока не ясно. Поэтому автолюбителям остаётся лишь наблюдать и ждать лучшего.

Начать дискуссию