Фиты. Почему на Западе это событие, а у нас нет?
Совместная работа с другими артистами имеет большое значение в карьере любого музыканта. Она может сократить и ускорить путь артиста на вершину или же, наоборот, отбросить его назад и испортить музыканту имидж.
✔ Правильный выбор и правильная реализация совместных песен — это продюсерская задача.
В этой статье я не буду затрагивать совместные работы, которые артисты могут записать на творческих началах. Это блог про продюсирование — мы говорим здесь про музыкальный бизнес и его составляющие. Давайте обсудим совместные треки, как инструмент в продвижении артистов.
- Какие задачи решают фиты?
- Какие виды фитов можно выделить?
- Как правильно подобрать артиста на фит и как правильно реализовать фит?
- Почему на Западе крутой фит – в порядке вещей, у нас – редкость?
- Как записать фит с любым артистом: лайфхак.
1. Какие задачи решают фиты?
🔹 Творческая задача
Как говорил ранее, творческую сторону пропускаем.
🔹 Расширение аудитории
Когда два артиста, имеющие аудиторию, записывают совместную песню, на нее обращают внимание слушатели обоих. Главная задача команды каждого артиста — подготовиться к вниманию новой аудитории и постараться ее максимально зацепить. Ваши профили в социальных сетях и стриминговых сервисах должны быть готовыми к этому.
🔹 Имиджевая задача
Это тот случай, когда дуэт записывается, чтобы отнести себя к какой-то категории артистов или же принять участие в каком-то проекте.
🔹 Пополнение репертуара
Любой, даже самый крутой артист, услышав потенциальный хит, почти всегда будет готов исполнить ее совместно даже с начинающим артистом. Хиты нужны всем.
🔹 Финансовая задача
Большой артист может записать дуэт за деньги. На Западе это очень распространено. У нас тоже это начинает работать.
🗣 Пример: трек Arut & Big Baby Tape “VLAGA”. За этот фит Arut, как было объявлено в социальных сетях, заплатил Big Baby Tape 10 биткоинов - больше 300.000 $.
🔹 Пиар
Пример: между двумя артистами публичный роман. И они могут записать совместную романтичную песню.
Другой пример: артисты долгое время работали вместе, а потом они распались как группа. И вот, спустя долгое время, они решили соединиться и выпустить новую песню вместе и попиариться.
🔹 Стратегическая задача
В наши дни это может быть особенно актуально. Например, когда ты записываешь дуэт, потому что артист, с которым ты записываешь трек, имеет отношение к какому-то медиахолдингу или структуре, с которой ты хотел бы дружить. В таком случаем дуэт записывается для того, чтобы заработать лояльность.
2. Какие основные виды «фитов» можно выделить?
Очень условно фиты можно разделить по целям, для которых мы их будем использовать:
- Привлечение внимания к своему звучанию
Когда у молодого артиста появился свой звук, стиль и жанр, в котором он себя хорошо чувствует, и нужно обратить внимание на его репертуар большой массы людей, можно записать дуэт с известным артистом. Делается это с расчетом на то, что аудитория большого артиста придет к молодому артисту и оценит его репертуар. Когда аудитория большого артиста слышит его на фите с молодым исполнителем в новом звучании, то она понимает, что этот звук нехарактерен для их любимого артиста, но все равно крут. Слушатель, захотевший услышать другие песни в таком же саунде, с высокой долей вероятности пойдёт искать их в профайлах артиста на фите. Так мы обращаем внимание большой аудитории на молодого артиста.
🗣 Пример: группа «Каспийский груз». На старте карьеры они выпускали альбомы из 3-х песен, в каждой из которых «гостил» какой-то рэпер: Guf, The Chemodan, Slimus, Словетский и другие. При этом у группы «Каспийский груз» был свой слог, свой звук и аудитория всех артистов, с которыми они делали фиты, обращала на них внимание. Таким образом, группа очень быстро набрала огромную аудиторию.
- Освоение нового формата
Когда артист, наоборот, уже состоялся, но все его знают как артиста определенного жанра. Например, если артист всегда работал только в танцевальном жанре или только писал лиричную музыку, но хочет показать аудитории, что он на самом деле многогранен.
В таком случае он может создать дуэт с молодым артистом, у которого есть интересное звучание, или с состоявшимся артистом с другим звучанием, и записать песню уже не со своим привычным звучанием, а в саунде, характерном для второго артиста. Этим приемом успешно пользуется Баста. Он записывал песни и альбомы с другими исполнителями, большинство из которых были записаны в звучании других артистов.
- Создание нового звука, который по отдельности создать невозможно
То есть когда два разных артиста встречаются, чтобы в коллаборации выдать что-то новое, что они не смогли бы сделать по отдельности. Банальный пример: уличный рэпер записывает песню с хард-рок группой и получается рэп под тяжелую гитару. (Linkin Park и Jay-Z в песне Numb/Encore)
3. Как правильно выбрать артиста на фит и реализовать его?
В первую очередь, надо понять цель и пользу для всех сторон. Далее есть два пути: либо избежать недавних кейсов, либо их повторить.
🗣 То есть, если недавно два других артиста выпустили необычный коллаб и сделали крутой результат, мы можем сделать что-то подобное, чтобы повторить их успех. Либо сделать что-то совершенно другое. Оба этих пути имеют место быть.
Далее надо понять органичность будущего дуэта в контексте других коллабов артиста. Если уже были фиты с другими артистами, новый проект должен органично вписываться в их историю.
⏰ И, самое главное, фиты нужно делать вовремя. Ещё раз повторю: когда вы записываете фит с другим артистом, его аудитория обращает на вас внимание. И вы должны быть к этому готовы.
Пример из жизни, но без имен:
Артист ноунейм купил фит с большим западным артистом и ждет результатов. Но результата нет.
Почему?
Во-первых, потому что это смотрится неорганично и нелогично, аудитория понимает, что этот фит куплен. Даже если слушатель обратит внимание на того, кто купил фит, то он не найдёт других песен нового артиста, а подписываться и ждать не будет. Люди не подпишутся на вас из-за одного хита, они должны полюбить ваш репертуар, а не песню.
Во-вторых, медиа и другие артисты, клипмейкеры и студии звукозаписи поняли, что у него много денег и завысили ему цены за услуги.
4. Почему на Западе крутой фит – в порядке вещей, у нас – редкость?
У этого есть несколько причин:
- На Западе музыка = бизнес;
- Там артисты спокойнее относятся к творчеству, а у нас творчество это для многих – святое;
- В России у многих все еще живет менталитет, когда люди считают, что они всегда должны отвечать за поступки, за действия, за «базар». Таким образом, они не всегда готовы записывать дуэты с какой-то категорией артистов или петь определенные песни, потому что считают, что репутация им дороже;
- На Западе фиты делают, чтобы объединить усилия и ударить в новую точку, а у нас – чтобы объединить усилия и ударить в ту же точку, куда били по-отдельности. То есть там чаще фитуют артисты разных жанров, а у нас – смежных.
5. Как записать фит с любым артистом: лайфхак.
✔ Ответ прост — покажите хит
Есть куча примеров, когда легендарные артисты записывали дуэты с начинающими, у которых была хитовая песня. Молодому артисту, имеющему условный потенциальный хит, очень важно не жалеть песню и не жадничать. Большое имя на фите быстрее раскрутит песню.
Если у вас есть возможность показать песню известному артисту, покажите ему самую крутую. Подход, когда вы записываете в дуэтах обычные песни, а самые крутые оставляете для сольного исполнения, неправильный. Нужно выжимать все из коллабораций, и только так вы получите результат.
🗓 На своем примере могу сказать, что первый хит, в котором я не сомневался – песню «Ты меня не стоишь» – я записал с популярным на тот момент участником группы «Триада» — Нигативом.
🗓 То же самое произошло в 2013 году с песней «Крылья», когда я познакомился с Сергеем Жуковым. Он попросил показать ему какие-то демо, я показал ему самую лучшую свою песню, которую я уже записал сольно и хотел выпустить сольно, но я знал, что Сергею она понравится, так и получилось. Мы записали «Крылья» вместе. Результат — одна из самых громких песен в моей карьере.
Заключение
◽ Правильный фит = правильное позиционирование артиста.
Ваши совместные песни это то, с кем будет ассоциировать вас ваша аудитория в дальнейшем. Поэтому к фитам надо относиться внимательно.
Мой личный подход в продюсировании артистов — избегать больших фитов, пока не создастся музыкальное лицо и не соберется начальная аудитория артиста.
📝 Все описанное в данной статье — правила, которые классно было бы соблюдать в продюсировании артистов, если смотреть на это, как на бизнес. Естественно, творческий подход отличается от прагматичного, да и очень сложно следовать всему, описанному выше.
Даже если взять меня самого, как артиста, я постоянно записывал и записываю песни на творческих началах, мне это нравится. Но я это делаю, понимая, что карьера артиста – не приоритет в моей жизни. Я больше занимаюсь бизнесом и другими направлениями, а быть артистом для меня – это все чаще хобби. Поэтому я могу себе позволить записывать песни на творческих началах.
Если же артист ставит целью своей жизни успех в музыкальной карьере, то он должен внимательно относиться к такому важному инструменту, как совместные песни.
Еще замечаю, что старые артисты записывают фиты с молодыми исполнителями. Так сказать хайпуют на молодёжи
Из всех фитов меня больше всего интересует Лобода с Фараоном, как Фара умудрился удариться о такое дно?
Ага, а как Текаши с Джимбо записался)
Спасибо, интересно взглянуть на музыку как бизнес. Особенно с позиции "там и тут". Подписался.
что