Как предлагается регулировать работу и доходы блогеров

Как предлагается регулировать работу и доходы блогеров

Во Франции принят закон о регулировании доходов блогеров. Им запрещено рекламировать косметические операции, сайты онлайн-ставок на спорт и финансовые продукты. В России нет отдельного законодательства, регулирующего работу блогеров, но все чаще звучат призывы его создать.

Поддерживает практику зарубежных коллег председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. "Это вопрос дискуссионный", - отмечает он. Не стоит детально копировать французский закон, но стоит обсудить и прописать товары и услуги, которые нельзя рекламировать блогерам. Среди возможных тем, которые стоило бы запретить освещать блогерам в своих рекламных постах, он называет лекарства и медуслуги. И, возможно, четче определить правила нативной рекламы, чтобы подписчики сразу понимали, идет ли речь о личном опыте блогера или о рекламной публикации.

Российские блогеры в своей работе должны руководствоваться, прежде всего, российским законодательством о СМИ и налогах, считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. "Вопрос сейчас остро стоит не в создании новых законов, а в более плотном наблюдении за блогерами", - говорит он. Когда блогеров было несколько человек на всю страну, в этом не было необходимости. Сейчас же, когда речь идет о сотнях людей, которые зарабатывают большие деньги, пришло время заняться этим более плотно.

С тем, что главная задача в правоприменении действующих законов согласен и Нилов. Он сравнивает сегодняшнюю блогосферу с "барахолками" 1990-х, когда многие люди работали в "тени". Сейчас схожий процесс легализации затронул блогеров.

Основные претензии налоговиков к блогерам - в дроблении бизнеса для снижения налоговой нагрузки. Налог на профессиональный доход можно платить, только пока сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 млн руб. А платить 6% на упрощенной системе налогообложения (УСН) - до достижения лимита в 188,55 млн руб. Но многие блогеры вместо перехода на другой налоговый режим предпочитали "подключать" к бизнесу друзей и родственников и регистрировать новые юрлица. И начало "чистки" блогосферы от таких "дроблений" было предсказуемо, так как через нее проходили другие сферы деятельности в России.

В то же время рост числа самозанятых, среди которых много людей, работающих в интернете, говорит о том, что в целом люди готовы к выходу из "тени". Но в работе блогеров еще остаются неурегулированные моменты. Социальные сети активно ведут и зарабатывают на них, несовершеннолетние. Но зарегистрироваться и платить налоги от своего имени они не могут, напоминает Нилов.

Также среди неурегулированных моментов - вопрос налогообложения рекламы у блогеров. Многие из них ссылаются на отсутствие подобных услуг в перечне Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В то же время именно доход от рекламы составляет основной доход блогеров. Возможно, эта лазейка будет закрыта уже в скором времени. Соответствующий законопроект разработан депутатами и сенаторами и отправлен на рассмотрение в минцифры.

В "Совете блогеров" пояснили, что предлагается ввести ОКВЭД для лидеров мнений и дополнить пунктом "Деятельность в сфере информирования и влияния на мнение аудитории в социальных сетях и создания пользовательского контента".

"На сегодня блогеры подпадают под общее законодательство как и все пользователи соцсетей. Однако специфика деятельности законопослушного блогера все же не выделена в отдельное направление, в связи с этим мы предложили предусмотреть полноценный вид деятельности", - рассказывает юрист, основатель "Совета блогеров" Валерия Рытвина.

Она отмечает, что необходимо дать право тем блогерам, которые этого хотят, получить статус СМИ. Направленный в минцифры документ предусматривает добровольную регистрацию блогеров в качестве СМИ при посещении страницы 5000 уникальных пользователей в день. Это распространит на блогеров правила противодействия распространению "противоправной информации", так как сообщение в блоге перестанет считаться мнением.

Блогеры также выступают за корректировку законодательства об авторском праве, так как часто сталкиваются с кражей контента. "На данный момент законом не охраняются посты в соцсетях, информационные продукты экспертов (курсы, марафоны, гайды), содержание сайтов и лендингов, - поясняет Рытвина. - В итоге мы постоянно наблюдаем бессовестную конкуренцию и кражу оригинального контента". Она поясняет, что все перечисленные объекты являются результатом интеллектуального труда и должны быть защищены наравне с песнями, романами или фильмами. Для этого нужно дополнить статью Гражданского кодекса "Объекты авторских прав" перечнем таких объектов.

В высоком качестве контента блогеров уверены далеко не все. Основные претензии к всевозможным курсам и марафонам. "Подобные "специалисты" зачастую учат астрологии, хиромантии, народной медицине, гомеопатии, методам быстрого заработка, супердоходному бизнесу", - заявил депутат Госдумы Виталий Милонов. Он обратился к министру науки и высшего образования России Валерию Фалькову и предложил ввести процедуру обязательной аккредитации лекторов в любом научном центре, вузе или НИИ.

Контент для взрослых
11
Начать дискуссию