Как подобрать сотрудников, чтобы потом не хотелось их убить
«Наберут по объявлению, а люди потом мучаются». И начальники тоже мучаются, потому как работа горит, а дело стоит. Основные сложности с персоналом можно уложить в несколько пунктов:
· Эффективных сотрудников мало, и они уже работают у конкурентов
· Большая текучка кадров
· Имеющиеся сотрудники не вовлекаются в работу, и система мотивации на них не оказывает никакого воздействия
· Ждут повышения зарплаты, но не приносят прибыли компании
И самое страшное – на собеседовании каждый сотрудник казался подающим надежды и перспективным специалистом. Примерно таким же кажется искусственный интеллект, который проходит стандартное собеседование с вопросами по компетенциям.
В этой статье мы хотим объяснить общий принцип подбора персонала, который кажется простым, а на деле сильно повышает эффективность найма.
Три кита, определяющие, подойдет ли сотрудник вашей компании
- Профессионализм
- Личностные качества
- Соответствие вашей корпоративной культуре
И начинать нужно не с первого. Перед тем как пригласить человека на собеседование, определитесь, какие ценности, черты характера, способности и навыки у него должны быть. Именно в таком порядке.
Потому что навыки можно подтянуть, а вот характер, увы, практически не меняется. Особенно на работе.
Определились? Теперь нужно проверить, есть ли они у кандидата.
Типичная ошибка при выявлении личностных качеств
«А я еще и на машинке шить могу, и крестиком вышивать тоже». Большая часть стандартных вопросов о том, какие у человека достоинства и недостатки, вызывает стандартные ответы. Готовясь к собеседованию, кандидат примерно знает, что от него ждут, и старается соответствовать профилю.
Сбейте с него этот настрой. Один успешный руководитель начинает собеседование с фразы «Ты знаешь, что я сволочь?» и рассказа о себе.
Таким образом он убивает сразу двух зайцев. Кандидат испытывает ощущение легкого шока и забывает все свои заготовки. Руководитель показывает реальную картину и может оценить реакцию человека на нее.
Разумеется, необязательно начинать так радикально. Выбранный вами способ «оглушить противника» должен соответствовать вашей компании. Спросите о прошлом, поговорите о ситуациях из жизни, где человек мог проявить себя нужным вам образом. Используйте технику сложного морального выбора и понаблюдайте, как он будет рассуждать.
В общем, докопайтесь до сути и загляните под маску. Так можно не только отсеять кандидатов, но и внезапно найти нужных людей, выбравших неудачный стиль поведения на собеседовании.
Типичная ошибка при оценке соответствия
Забывать про этот параметр и считать, что основной движущей силой будет зарплата. А то, что происходит внутри компании, – это вопрос привычки. У людей разные потребности и ожидания от работы. Есть те, кому нужна стабильность и спокойствие. Есть те, кто ждет активного роста и усложнения задач. Перепутать их местами – получить тормоз в нужных процессах и лишнюю активность там, где она нужна как телеге пятое колесо.
Типичная ошибка при оценке профессионализма
Людей, которые объективно оценивают свои достижения, можно занести в Красную книгу. Вы будете встречать либо лишнюю уверенность, либо неуверенность в своих силах.
Вопрос «Какие достижения у вас были на прошлой работе?» ставит соискателя в тупик или заставляет его выдать несколько домашних заготовок. А мы здесь не малосольные огурцы ищем, а реальные навыки.
Лучшая тактика – проверить на практике. Дайте кандидату возможность выполнить задачу и посмотрите, как он с ней справится. Если такой возможности нет, обязательно возьмите рекомендации и узнайте у коллег и начальства с прошлого места работы. Но помните: они тоже могут быть необъективны. Спрашивайте про конкретные процессы и результаты.
Нанимайте людей за их потенциал, а не только за их прошлые достижения.
Самый важный кит – интуиция
У вас или вашего специалиста по найму должна работать «чуйка» на людей. Если настойчиво игнорировать ее голос – можно получить не самый лучший результат. Поэтому всегда доверяйте своей интуиции.
Подводя итоги, можем записать рецепт найма успешного сотрудника.
- Оценивайте характер человека, для этого задайте ему нестандартные вопросы.
- Учитывайте, подходит ли человек вашей компании, постарайтесь представить, как он вольется в коллектив и рабочие процессы.
- Проверяйте профессионализм на практике и учитывайте не только реальность, но и потенциал.
- Слушайте себя.