Изменения в НДФЛ в 2025 году при работе по договору ГПХ с иностранным заказчиком

Уже не является новостью тот факт, что с 2024 года изменился порядок налогообложения заработной платы удаленных сотрудников, работающих за пределами РФ (их зарплата облагается НДФЛ, при этом с утратой налогового резидентства РФ продолжает применяться ставка 13%/15%, а не 30%, как большинство других доходов нерезидентов).

С 2025 года вступят в силу также изменения в отношении вознаграждений по договорам ГПХ за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, если это осуществляется с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории РФ, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории РФ (пп. 6.3 п. 1 ст. 208 НК РФ). Далее для краткости описания характера такой работы будем использовать термин “работа с техническими средствами в РФ”. Сведения о российской национальной доменное зоне см. в Приказе Роскомнадзора от 29.07.2019 N 216.

Для признания таких доходов полученными от источников в РФ достаточно, чтобы получатель дохода был налоговым резидентом РФ или доход зачислялся на счет в российском банке. Такие доходы будут облагаться по ставке 13%/15% даже при утрате статуса налогового резидента РФ (п. 3.1 ст. 224 НК РФ).

Одновременно с этим, с 2025 года вступит в силу норма (п. 1.1 ст. 226 НК РФ), обязывающая иностранных заказчиков выполнять функции налогового агента по уплате в бюджет НДФЛ. Такая обязанность появится у заказчиков, выплачивающих вознаграждение по ГПХ следующим исполнителям (подрядчикам):

- налоговым резидентам РФ - независимо от наличия “работы с техническими средствами в РФ”;

- налоговые нерезиденты РФ - если осуществляется “работа с техническими средствами в РФ” или вознаграждение выплачивается на счет в банке РФ.

Обе эти группы исполнителей далее будем называть “российский исполнитель”.

Обязанность налогового агента не возникнет, если выплата вознаграждения осуществляется через российскую организацию, выступающую неким посредником между иностранным заказчиком и “российским исполнителем”.

А для того, чтобы налоговые органы могли эффективно администрировать уплату иностранными организациями НДФЛ, с 2025 года вводится также обязанность таких организаций встать на налоговый учет в РФ (п. 4.10 ст. 83 НК РФ) и представлять отчетность (п. 6 ст. 230 НК РФ). Для исполнения такой обязанности необходимо подать соответствующее заявление не позднее даты выплаты дохода “российскому исполнителю”. Форма заявления была утверждена Приказом ФНС России от 04.03.2024 N ЕД-7-14/172@.

История с регистрацией в российских налоговых органах иностранных поставщиков электронных услуг в качестве плательщиков НДС дает основания полагать, что желающих встать на налоговый учет в российком налоговом органе будет не много.

По нашему мнению, внесенные поправки ставят иностранных заказчиков, привлекающих российских специалистов, перед выбором - релоцировать таких специалистов за пределы РФ или регистрироваться в российском налоговом органе. Соответственно, для “российских исполнителей” станут актуальными задачи:

  • переехать и утратить налоговое резидентство РФ;
  • а если исполнитель не является налоговым резидентом РФ, то прекратить “работу с техническими средствами в РФ” и прекратить использовать российский банк для получения вознаграждения.

Еще раз отметим, что иностранные заказчики могут не вставать на учет в российском налоговом органе, не удерживать и не отчитываться по НДФЛ, если будут осуществлять выплаты “российским исполнителям” через посредника - российскую организацию.

Поделитесь в комментариях, какая именно организация может стать таким посредником, на ваш взгляд?

Начать дискуссию