Как изменились требования к отчетности по КИК в 2025 году и каковы последствия их невыполнения
В предыдущей статье мы комментировали последствия сокращения перечня стран, обеспечивающих обмен финансовой информацией.
Настоящая статья посвящена последствиям сокращения перечня стран, обеспечивающих обмен налоговой информацией. При этом акцентируем внимание на ситуации, актуальные для физических лиц – налоговых резидентов РФ, которые являются владельцами компаний за пределами РФ (КИК). Например, если вы купили бизнес за рубежом или отрыли компанию для целей ВНЖ и/или владения недвижимостью, то информация ниже может быть вам полезна.
Также рекомендуем ознакомиться со статьей, посвященной общей информации о то, что такое КИК, какие требования предъявляются к участникам (учредителям) таких компаний.
Изменения в составе отчетности по КИК в 2025
Согласно п. 1 ст. 25.15 НК РФ прибыль (убыток) КИК для целей налогообложения рассчитывается в соответствии со статьей 309.1 НК РФ.
При этом согласно с п. 5 ст. 25.15 НК РФ контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) КИК путем представления следующих документов:
1) финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности, иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;
2) аудиторское заключение, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами КИК установлено обязательное проведение аудита или аудит осуществляется добровольно.
Таким образом, статья 25.15 НК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представлять в подтверждение размера прибыли (убытка) КИК. Тогда как положения статьи 309.1 НК РФ определяют порядок расчёта прибыли КИК.
Так, в статье 309.1 НК РФ предусмотрено два способа определения прибыли (убытка):
1) по данным финансовой отчетности КИК;
2) по правилам главы 25 НК РФ.
Для выбора одного из способов расчета прибыли (убытка) КИК, а также для определения необходимых документов при каждом способе, можно воспользоваться следующим алгоритмом:
Как видим, включение страны нахождения КИК в перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией, влечет необходимость наличия аудиторского заключения (АЗ) для расчета прибыли КИК по данным ее финансовой отчетности (вариант 1). Причем если аудит не является обязательным по личному закону, то АЗ должно быть по международным стандартам аудита. А если страна нахождения КИК является недружественной, то требуется финансовая отчетность по МСФО.
Обратите внимание, что Андорра, Албания, Исландия, Норвегия, Сан-Марино, Сингапур, Южная Корея (Республика Корея), Черногория – недружественные страны, но с ними есть обмен налоговой информацией. Для этих стран АЗ не является обязательным для возможности определения прибыли по данным финансовой отчетности КИК. Однако, сама отчетность должна быть по МСФО.
С учетом изложенного, вполне вероятно, что способ определения прибыли КИК по правилам главы 25 НК РФ (вариант 2) будет являться более целесообразным или даже вынужденным.
Чтобы АЗ не представлять, то нужно рассчитывать прибыль КИК по правилам главы 25.
Для ФЛ выбор варианта 2 должен быть отражен в декларации НДФЛ и такой порядок определения прибыли КИК нужно применять 5 лет. При этом рассчитанная сумма прибыли должна быть документально подтверждена, в частности выписками с р/с, первичными документами.
Ответственность за нарушения в отчетности по КИК
Итак, как уже отметили, статья 25.15 НК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представлять в подтверждение размера прибыли (убытка) КИК. Это:
- финансовая отчетность, составленная в соответствии с личным законом КИК, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;
- аудиторское заключение, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами КИК установлено обязательное проведение аудита или аудит осуществляется добровольно.
В то же время в статье 309.1 НК РФ содержатся положения не только в части порядка расчета, но и в части подтверждающих документов. И как описано выше, приведенный в этой статье перечень подтверждающих документов и требования к ним более обширные, чем предусмотрено в ст. 25.15 НК РФ.
Соответственно, возникает вопрос, могут ли оштрафовать за непредставление документов, не предусмотренных в ст. 25.15 НК РФ, но предусмотренных в ст. 309.1 НК РФ, - например, отчетности по МСФО или АЗ, если обязательное проведение аудита не установлено личным законом КИК?
Напомним, предусмотрены следующие штрафы:
- 500 тыс. руб. - непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК (п. 1.1 ст. 126 НК РФ);
- 1 млн руб. - непредставление документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, которые были истребованы налоговым органом в связи с их непредставлением налогоплательщиком самостоятельно (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ);
- 200 руб. за каждый непредставленный документ - непредставление документов в иных случаях (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Как было отмечено выше, состав документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, предусмотрен в п. 5 ст. 25.15 НК РФ и ограничивается финансовой отчетностью по личному закону (иные документы представляются лишь в отсутствие такой отчетности) и аудиторским заключением (в случае если аудит обязателен для КИК или проводится добровольно).
Таким образом, по нашему мнению, непредставление финансовой отчетности по МСФО и аудиторского заключения (если проведение аудита не является обязательным) не влечет ответственность ни по п. 1.1, ни по п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ, несмотря на то что правила расчета прибыли требуют обеспечить наличие таких документов. Непредставление подобных документов может повлечь ответственность лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ (200 рублей за каждый документ).
Обращаем внимание, что в августе 2024 года введен п. 5 ст. 126 НК РФ, согласно которому ответственность по п. 1.1 и 1.1-1 ст. 126 НК РФ не применяется в отношении финансовых годов 2022 - 2024, если выполняются следующие два условия:
- применяются санкции в виде запрета (ограничения) на предоставление налогоплательщику финансовой отчетности КИК;
- страна нахождения КИК расположения в недружественной стране.
Если ОБА эти условия не применимы (например, если в отношении участника КИК или самой КИК санкции не действуют), то на освобождение от ответственности по п. 5 ст. 126 НК РФ рассчитывать не приходится.
В заключение отметим, что расширение списка стран, не обменивающихся с РФ налоговой информацией, имеет последствия и для случаев, когда налоговый резидент РФ владеет (прямо или косвенно):
- более 50% акций публичной иностранной компании либо если доля ее акций, торгуемых на бирже, не превышает 25%;
- долей в компании, в отношении которой уплачивает НДФЛ с фиксированной прибыли.
Если вас интересует данный аспект либо такие вопросы как:
- АЗ по финансовой отчетности за какой год нужно предоставлять в связи с прекращением обмена налоговой информацией,
- как подавать уведомления по КИК в случае косвенного участия в КИК через российскую организацию;
- каковы последствия приостановления СИДН со страной нахождения КИК на порядок налогообложения прибыли КИК,
то напишите об этом в комментарии к статье или здесь.