Что вы знаете про позиционирование своего продукта? Просто о сложном + примеры
Итак, если вы до сих пор не думали про позиционирование, то сейчас самое время.
Ког��а дело доходит до запуска нового продукта, первым делом необходимо понять, как ваш продукт впишется в рынок.
Что такое позиционирование продукта?
Позиционирование продукта — это стратегическое планирование того, как ваш продукт вписывается в рынок и как вы будете доносить уникальную ценность до целевой аудитории.
Позиционирование — один из важнейших шагов для достижения успеха. Позиционирование определяет, чем ваш продукт отличается от конкурентов и почему он нужен вашим клиентам. Это форма маркетинга, вообще-то.
Почему позиционирование так важно?
Прежде всего, позиционирование продукта непосредственно влияет на объем продаж. Неверное понимание посыла клиентом повлечет упущенную возможность для компании — недостаточный объем продаж. Неверное позиционирование может нанести компании репутационный ущерб.
Ну а хорошо позиционируемый продукт определяет правильное понимание потребностей клиентов и передает четкий смысл, который приводит к большему количеству довольных пользователей и, в конечном итоге, к большему количеству возможностей для увеличения продаж.
Процесс позиционирования важен для отделов маркетинга продукта, поскольку помогает понять, на какой стадии продукт находится сейчас и какие у него перспективы на рынке, тем самым влияя на будущую разработку продукта и будущие стратегии продвижения.
Хорошо ли позиционируется ваш продукт? Давайте выясним.
Определить, хорошо ли позиционируется продукт непросто. Многие продуктологи совершают ошибку, проводя анализ внутри компании, придерживаясь мнения “Если мы понимаем о чем речь, то и наши пользователи тоже поймут”.
Но лучший способ по-настоящему определить эффективность позиционирования вашего продукта — это напрямую спросить своих клиентов.
Сбор и анализ отзывов клиентов (со всех точек соприкосновения с продуктом в процессе взаимодействия с пользователем) позволит получить информацию о том, что думает и чувствует клиент во время взаимодействия с вашим продуктом. Это также помогает лучше понять, как ваши пользователи воспринимают продукт.
Задайте следующие вопросы:
- Действительно ли ваши клиенты понимают назначение продукта?
- Понятно ли, какую проблему решает ваш продукт?
- Знают ли ваши клиенты обо всех преимуществах, которые они могли бы получить?
- Достаточно ли четко ваш продукт выделяется на фоне конкурентов?
- Почему пользователи должны предпочесть ваш продукт конкурентам?
Помните, что клиенты не так хорошо знакомы с дизайном и разработкой вашего продукта, как вы. Итак, если они положительно ответят на эти вопросы и смогут четко сформулировать разницу между вашими продуктами и конкурентов, вы хорошо поработали с позиционированием.
Если нет, то в дополнение к общению с клиентами задайте те же вопросы своей команде разработчиков, но убедитесь, что все максимально объективны.
Задавая правильные вопросы и используя количественные/качественные исследования для получения обратной связи с пользователями на протяжении всего жизненного цикла продукта, позиционирование вашего продукта будет соответствовать ценностям вашего бренда.
Есть причина, по которой позиционирование продукта считается одним из наиболее важных аспектов маркетинга продукта — оно дает ощутимые результаты.
Для бизнеса SaaS эффективное позиционирование продукта приводит к:
- Привлечению более высококвалифицированных клиентов
- Более конкретному определению приоритетов ваших потенциальных клиентов
- Созданию подробной сегментации пользователей
- Улучшенным показателям внедрения продукта
- Повышению показателей удержания пользователей
Как сделать это правильно: 5 шагов к эффективной стратегии позиционирования продукта
Шаг № 1: Оцените рынок
Ключевым аспектом маркетинга продукта является понимание, какое место занимает ваш продукт на рынке. Первый этап разработки эффективной стратегии позиционирования — оценка вашего рынка в целом.
Понимать:
- Какое место занимает ваш продукт на рынке?
- Какой спрос существует на ваш продукт?
- Кто ваши основные конкуренты?
- Являются они больше или меньше вас с точки зрения доли рынка?
- Какие тенденции существуют и как ваш продукт вписывается в него?
Шаг № 2: Анализ конкурентов
После того, как вы определили соответствие продукта рынку, пришло время внимательнее присмотреться к вашим конкурентам.
Смотреть на:
- Их продуктовое предложение (существуют ли разные тарифные планы, уровни доступа, обновления и т. д.)
- Кто является их целевой аудиторией
- Какие маркетинговые каналы они используют (например, социальные сети, Google Ads и т. д.)
- Насколько их предложение похоже на ваше
- Какова их репутация (авторитет, качество, обслуживание клиентов и т. д.)
Шаг № 3: Определите свою целевую аудиторию
Просмотрите все существующие данные о клиентах и составьте портрет вашего идеального клиента. Определите ЦА демографически, возможные желания, боли и потребности, которые у них могут быть.
Установить:
- Возраст
- Местоположение
- Пол
- Доход
- Уровень образования
Постарайтесь также определить их знания о нише вашего продукта, а также их интересы, привычки, взгляды и мнения.
Шаг № 4: Определите свое конкурентное преимущество
Проанализировав своих конкурентов, определите, чем отличается ваше предложение. Определите свое уникальное торговое предложение (УТП) и адаптируйте его для вашей целевой аудитории. Сделайте его центром внимания всех маркетинговых кампаний.
Включать:
- Ценовые точки
- Простота использования (дизайн, необходимый уровень знаний и т. д.)
- Инновационные функции
- Потенциал обновления
- Простота интеграции
- Отраслевые решения
Шаг № 5: Подчеркните выявленные преимущества для клиента
Теперь, когда вы знаете, кто ваши идеальные клиенты, какие решения они ищут, какое место занимает ваш продукт на рынке и что делают ваши конкуренты, пришло время включить эту информацию в свои кампании.
Для грамотного поз��ционирования, вам необходимо сосредоточиться на его уникальных преимуществах.
Разберем примеры хорошего позиционирования.
Комплексная платформа Userpilot ориентирована на предприятия среднего бизнеса. Ребята используют целый ряд стратегий позиционирования продукта.
Как и большинство, они предлагают бесплатную пробную версию, но она доступна только после консультации с экспертом по продукту. Так клиенты разберутся быстрее и качественнее, чем если они сами будут разбираться на сайте.
Поскольку они ориентированы на компании определенного размера, в форме демо-опроса есть немного сложностей. Задавая вопросы о размере компании и количестве MAU, они могут отпугнуть неопределившиеся компании и малые предприятия, которые не подходят в принципе.
Другая стратегия, направленная на привлечение компаний нужного размера и обладающих ресурсами для успешного использования продукта заключается в том, что все маркетинговые материалы ориентированы на продуктовые команды, а не на стартапы или основателей SaaS.
Когда дело доходит до ценообразования, политики скидок не существует, и доступны только годовые цены. Это может сделать продукт недоступным для малого бизнеса, но не является проблемой в секторе среднего бизнеса.
Позиционирование продукта Undaku как платформы разработки Saas для тех, у кого нет технических навыков.
Undaku — это платформа без кода, которая позволяет пользователям без технических навыков или подготовки создавать бизнес-приложения, отвечающие их потребностям. Клиент может использовать платформу и набор инструментов для создания и настройки полного рабочего продукта простым перетаскиванием элементов.
Undaku позволяет пользователям создавать собственные индивидуальные решения вместо стандартных шаблонов. И делают они это без затрат на разработку, с нуля.
Стратегия позиционирования Undaku основана на его особенностях и характеристиках:
- простой интерфейс перетаскивания и отсутствие кодирования,
- отсутствие необходимости в обучении или технических знаниях,
- высокий уровень настройки благодаря Udaku marketplace.
В заключении
Проанализировав рынок, ЦА, конкурентов, определив свои уникальные точки продаж и сформировав правильное позиционирование, вы сможете разработать сильную и запоминающуюся маркетинговую стратегию, которая продемонстрирует ваш продукт таким, какой он есть.
Помните, что не существует решения “one size fits all” и не все пользователи видят продукт вашими глазами. По мере роста ваши ключевые идеи будут развиваться. Одним из наиболее значительных эффектов позиционирования является информирование пользователей обо всех преимуществах, которые они могут получить. В конце концов, ваш продукт может быть именно тем, что они ищут, и они просто еще не знают об этом: )