ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ КОМПАНИИ В 2023 ГОДУ
Маркетинговая стратегия - это важный документ для любой компании, от микро бизнеса до крупных корпораций, которые стремятся к управляемому финансовому результату.
Понимание того, что представляет собой компания, с кем она конкурирует и кого обслуживает, является жизненно важным аспектом для бизнеса. Ответы на эти вопросы определяют, как компания позиционирует себя, выходит на рынок и распределяет ресурсы. В целом, определение и выбор правильной стратегии является важнейшим компонентом маркетинга.
Цель данной статьи - не аргументировать необходимость разработки маркетинговой стратегии (почему она нужна, а почему нет). Напротив, ее цель - предоставить практическое руководство по разработке стратегии.
Я не претендую на то, что это абсолютная истина. В конечном счете, стратегия - это творческое начинание. Именно поэтому каждому рекомендуется адаптировать и изменять ее в соответствии со своими потребностями и предпочтениями.
Что включает в себя маркетинговая стратегия?
Как упоминалось ранее, маркетинговая стратегия состоит из руководящих принципов и подходов, которые компания применяет в своей маркетинговой деятельности.
Чтобы определить эти принципы и подходы, необходимо провести всесторонний анализ компании, ее существующих маркетинговых мероприятий, конкурентной среды, клиентов, возможностей, угроз и т.д..
Как документ, маркетинговая стратегия включает в себя следующие разделы:
Сбор данных: Сбор информации о компании, конкурентах, рынке, потребителях и расчет ключевых показателей.
Анализ текущей маркетинговой деятельности: Оценка текущих маркетинговых инициатив компании и их результатов.
Анализ конкурентов: Оценка количества конкурентов, их маркетинговой тактики, результатов и позиционирования.
Анализ рыночной среды: Изучение рынка с высоты птичьего полета, определение продуктов на рынке и распознавание влияющих факторов.
Анализ потребителей: Понимание того, кто в настоящее время покупает продукт, определение сегментов рынка и распознавание их различий.
Стратегическое видение: Определение рыночных ниш и определение того, как компания вписывается в них, ее преимуществ, дифференциации и позиционирования.
Маркетинговые цели: Определение маркетинговых целей, ключевых каналов, которые будут использоваться, и ожидаемого пути клиента.
Маркетинговый план: Определяет последовательность запуска каналов, бюджет, механику управления каналами и показатели эффективности.
Давайте подробнее разберем каждый пункт!
1. Сбор данных
Первый этап имеет решающее значение для демонстрации вашей приверженности. Если вы готовы инвестировать время и ресурсы, вы получите доступ к большому количеству разнообразных данных. В противном случае вы можете потерпеть неудачу, не зная масштабов воздействия.
Мой совет – вкладывайтесь в данные.
1.1 Выбор источников данных
Вам необходимо собрать информацию о рынке, конкурентах и клиентах. Источники данных можно разделить на три категории: бесплатные, потенциально бесплатные/недорогие и платные.
Для вашего удобства я создал таблицу:
Теперь давайте вкратце обсудим некоторые менее очевидные источники:
Сотрудники: Взаимодействуйте с сотрудниками, чтобы получить представление об обратной связи с клиентами. Проводите регулярные брифинги по конкретным темам, таким как распространенные запросы клиентов, жалобы, описание проблем и причины обращения в компанию.
Бывшие сотрудники конкурентов: Опросите бывших сотрудников конкурентов. Даже если вы не собираетесь нанимать их, они могут поделиться ценными сведениями о своем предыдущем работодателе.
Услуги: Сервисы можно разделить на три группы из-за широкого диапазона стоимости, от бесплатного Similarweb до платной версии стоимостью около $1500 в месяц.
Парсеры социальных сетей и агрегаторов: Не стесняйтесь анализировать публичные профили Insta;;;m или предложения на Avito. Только убедитесь, что вы понимаете критерии парсинга, чтобы не собрать неуправляемую базу данных.
Продолжение следует...