Нет повести печальнее на свете, чем повесть о бюджете

Белый дом завершил подготовку бюджета на 2023 год и его основных параметров на 2024–2025 годы. Дефицит бюджета запланирован на следующий год аналогично году текущему в размере 2% ВВП. Это вдвое больше июньских предположений Минфина. Изменения объективны. Военно и оборонно ориентированный бюджет по практике сильно отличается от бюджета социального. Однако подготовленный проект не раскрывает источники покрытия расходов на оборону и ВПК. Откуда возьмутся деньги?

1. Бюджет на предстоящие три года станет самым сложным (А. Силуанов)

Проект «План А» предполагает, что заложенные средства на достижение технологического суверенитета, сохранение на достигнутом уровне системы образования, поддержание стабильности в здравоохранении и фармацевтике сокращаться не будут. И дело не в привычных для отдельных строчек повторяющихся из раза в раз при утверждении бюджета лоббистских действий либо оппортунистических инициатив. Ограничения и санкции, распространяющиеся экстенсивно и интенсивно, составляют угрозу достижению технологического суверенитета страны. Волнами поднимающаяся обновляющаяся пандемия без выделенных средств на противоборство с ней выступит настоящим бичом.

Евгений Бернштам
Доктор экономических наук, профессор. Основатель крупнейших финансовых стартапов (Фосборн хоум, Sequoia credit consolidation, Финотдел, Домашние деньги)

Сосуды то сообщающиеся. А доходы, предполагаемые для покрытия расходов, после обнадеживающего роста в первые летние месяцы показали в августе отрицательный тренд.

2. Чем планируется закрывать «дыры» в бюджете в ближайшие годы

Прежде всего ожидаемое. Будут заметно увеличены налоговые изъятия сверхприбылей сырьевых экспортёров. Будут повышены экспортные пошлины на трубопроводный газ, изъяты доп. доходы производителей сжиженного газа, введены пошлины на вывоз удобрений и энергетического угля «в случае сохранения высоких цен на эту продукцию».

Далее возобновляемое. Увеличение государственных заимствований для экономии ФНБ. В августе после семимесячного перерыва состоялся выход Минфина на рынок. Планировался он в условиях профицита бюджета, а с учетом «поворота на минус» размещение не состоялось. Тем не менее в бюджете на следующий год именно эта строчка призвана «призвать горящие деньги» потенциальных долгосрочных инвесторов.

Но есть в бюджете на следующий год и новизна. Абсолютно не ожидаемая. Но существенная. И реально некоторую часть проблем снимающая и «пробел» закрывающая.

* для общего понимания прикладываем структуру формирования бюджета на примере 2021 года

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о бюджете

3. Новый источник финансирования – повышение страховых начислений

Правительство планирует резко увеличить нагрузку по страховым взносам на российский бизнес. Предельная величина базы для начисления страховых отчислений, которые работодатели с 2023 году начнут уплачивать единым платежом, с 1 января 2023 года составит 1,92 млн руб. Это выше, чем планировалось при проектировании единого платежа. До санкционного периода обсуждался размер единой базы, облагаемой полными взносами, в 1,565 млн руб. По закону, до тех пор пока зарплата работника накопленным итогом в пределах года не превышает базу, компании уплачивают с нее полный тариф страховых взносов (30%). Если сумма заработка оказывается выше, тариф снижается до льготного — 15,1%. Таким образом, чем выше предельная величина базы, тем дольше перечисляются полные страховые взносы за работника.

Несомненно, такое увеличение внесёт весомый вклад в выполнение доходной части бюджета. Однако на эту же сумму каждое предприятие уменьшит отчисления на реновацию и техническое перевооружение, медицину и социальные запросы трудовых коллективов.

Проект «План А» считает бюджет АНТИКРИЗИСНЫМ и ожидает до окончательного утверждения ещё значительные его корректировки

Подписывайтесь на Telegram:

22
Начать дискуссию