Похвала как способ мотивации сотрудников. Как правильно хвалить?

Большинство руководителей недооценивают, насколько сотрудникам важна обратная связь и похвала. Отсутствие признания- одна из самых частых причин смены работы по собственному желанию. Все дело в том, что признание или похвала в коллективе закрывает психологическую потребность в значимости, которая доминирует у большинства людей.

Не получая адекватную положительную обратную связь от руководителя, сотрудники становятся менее вовлеченными, не желают вкладывать свой потенциал в достижение целей компании. Недостаток положительной обратной связи блокирует инициативность и проактивность в компании.

Однако, захваленность и неадекватная похвала также не приведет ни к чему хорошему- так можно снизить мотивацию сотрудника и создать иллюзию эффективной работы.

Но как правильно хвалить сотрудников чтобы не убить в них мотивацию?

Первый принцип адекватной мотивирующей обратной связи — принцип партнерства.

Похвала в рамках компании никогда не должна быть сверху вниз («молодец!»), как снизу вверх («ты лучше все всех»)

Что же не так с похвалой в стиле «Ты молодец»?

Нам такая похвала зачатую нравится и «гладит по шерсти» нашу потребность в значимости, но в долгосрочной стратегии это может сыграть негативную роль.Кажется, что похвала «молодец», «молодчик», «наша звезда», «ты лучший, ты просто супер» достаточно эффективна, но проблема кроется в том, что бессознательно мы становимся заложниками образа «школьника- молодца» и хотим ему следовать, чтобы получать одобрение.

Образ молодца вызывает бессознательно страх сделать ошибку и быть не молодцом, получить «двойку» от человека выше по иерархии.

В долгосрочной стратегии упор на «молодца» может создавать ситуацию скрытия правды о текущих делах, конфликты и конкуренцию в команде.

Если руководитель ставит целью развитие и рост компании, хочет взращивать самостоятельных лидеров внутри компании, то похвала и обратная связь должна быть направлена прежде всего на стратегию и действия, которые были проявлены для достижения результата. Подчеркивая ту стратегию поведения, которую проявил сотрудник, мы стимулируем его проявлять это поведение дальше и оказываем внимание самому сотруднику.

Итак, не правильно:

«Молодец! Ты гений! Ты просто супер!»

«Ты уникальный специалист, без тебя мы бы не справились!»

«Ты лучший! Лучше всех!»

Правильно:

«Спасибо за работу! Я вижу что вы действительно постарались!»

«В этом месяце вы блестяще справились с задачей!»

«Я вижу, что вы действительно умеете добиваться своих целей!»

«Это была отличная идея/ креативный подход!»

«Я невероятно доволен вашей работой»

«Ребята, вы/мы отлично справились с задачей»

Если вам, как руководителю, пока сложно давать качественную развивающую обратную связь, то можно ограничится «спасибо за работу». И помните, что даже не рекомендованная выше похвала в стиле «ты-молодец», будет лучше полного игнорирования. Каждому человеку в компании очень важно быть ценным и значимым и получать обратную связь. Попробуйте отследить, как в компании принято выражать похвалу и сделать упор на такие выражения, которые будут способствовать долгосрочному росту.

Евгения Петрова, руководитель корпоративных программ обучения TA Advisory.

Начать дискуссию