6 важных принципов для владельцев нескольких бизнесов

Было время, когда я одновременно строил 40 бизнесов. Окружающие часто спрашивали: как мне удается все держать под контролем и еще находить время на личную жизнь, спорт и развлечения. А я всегда отвечал: планирование — наше все.

Опытным путем я выявил несколько рабочих правил, которые позволяют мне оставаться на плаву и соблюдать тот самый баланс work-life balance. И так вышло, что эти правила универсальны: их можно легко адаптировать под любого человека. Не только бизнесмена, но и того, кто поглощен идеей заработать на безбедную старость, яркую молодость или просто, чтобы было спокойно.

6 важных принципов для владельцев нескольких бизнесов

1. Делегирование

Но без делегирования невозможно масштабировать бизнес.

Вот как я выстраиваю этот процесс.

  • Выбираю в команду людей, которые близки по духу, со схожими принципами и видением жизни. Не гонюсь за крутыми профессионалами, потому что сильную команду формируют общие правила и цели. К тому же если у человека есть стремление и желание, то он сможет стать профессионалом уже внутри моей компании.
  • Даю возможность новым сотрудникам привыкнуть ко мне. Показываю, как я решаю задачи и поступаю в разных ситуациях. Например, что делаю, если человек ошибся: увольняю или даю шанс исправиться. Позже команда, которую я формирую, перенимает мой стиль управления.
  • На следующем шаге я поручаю им задачи: сначала незначительные, затем сложнее, и постепенно повышаю уровень ответственности. Если вижу, что человек готов брать ее на себя, значит, у него есть лидерские качества, и он справится с делегированными обязанностями. Я беру это на заметку.

При этом я никогда не формулирую четких задач, не даю 10 указаний с утра, а вечером не проверяю их выполнение. Так невозможно научить людей брать на себя ответственность — они всегда будут ждать ее от вас. Я предоставляю им возможность самим принимать решения в сложных ситуациях, ошибаться и нарабатывать опыт.

Простой бытовой пример: можно сказать «пропылесось, вытри пыль, помой посуду, вынеси мусор», а можно — «наведи порядок в доме». В первом случае у человека нет возможности делать выбор и решать самостоятельно, второй же подразумевает разные пути решения проблемы.

  • Начинаю проверки в стрессовых ситуациях: доверяю деньги, отправляю на важные переговоры, смотрю, как человек ведет себя во время визита налоговой, полиции и т.д. Он может предать, украсть, а может выйти из ситуации достойно, оправдав мое доверие.

Таким образом я «выращиваю» себе надежных людей, с которыми можно управлять десятками бизнесов.

2. Аутсорсинг процессов

Это довольно сложный процесс, особенно в странах СНГ — много мошенников, которые сначала притворяются надежными партнерами, а потом забирают все и уходят. Но спустя некоторое время поисков и десятки набитых шишек я все-таки нашел своих людей. Поэтому оставляю в компании только самые важные задачи, которые направлены на ее развитие и получение прибыли. Всем остальным: бухгалтерией, юридическими вопросами, закупкой канцтоваров, обслуживанием техники — занимается другая организация.

Это удобно и выгодно.

  • Вы платите только тогда, когда услуги действительно нужны. Необходимость ежемесячно платить штатному сотруднику, например, юристу, бухгалтеру или HR, отпадает.
  • Аутсорсинговые компании накапливают огромный опыт. С вашей компанией работает не один специалист, а несколько. Значит, они способны решить даже самую сложную задачу, а вероятность ошибки при работе с ними минимальна.
  • Ваши сотрудники не отвлекаются на решение мелких задач, сосредоточены на работе, и компания растет с огромной скоростью.

На следующем этапе, когда у вас уже несколько компаний, вы можете создать еще одну, которая будет обслуживать все остальные фирмы в группе.

Это самая современная и эффективная модель управления группами, при которой затраты минимизируются, а результаты растут.

3. Стратегические решения

Для меня важно найти партнёров и разобраться, какие ресурсы подключить. А наладить процессы внутри компании — это задача моих менеджеров. Я в них не лезу, хотя иногда вижу ошибки и хочу исправить, но останавливаю себя: человек должен научиться сам.

Когда сотрудники приходят ко мне с вопросом, как исправить проблему, я интересуюсь, как бы поступили они. После рассуждений они сами приходят к решению. Если оно мне не нравится, я могу аккуратно направить на другое. Но делаю это так, чтобы команда чувствовала, что это она сделала выбор, а не я его навязал.

Спустя месяц–другой ко мне с такими вопросами уже не обращаются, потому что учатся решать их самостоятельно. А я продолжаю заниматься только стратегическими решениями.

4. Система отчётов

Работа компании — это деньги, деньги — это цифры. Чтобы наблюдать за перемещением финансов, необходимо выстроить систему отчетов.

Они позволяют выработать «вертолетное видение»: посмотреть на все процессы сверху. Благодаря этому вы можете заметить все нестыковки и опасные моменты и при необходимости менять стратегию.

Сейчас для создания отчетов огромное количество программ и приложений. Мы работали в таблицах Excel.

5. Отдых

Чтобы принимать важные стратегические решения, необходимо иметь чистый и спокойный рассудок. Для этого я обязательно выделяю время на отдых и развлечения. Именно в такие моменты, например, при общении с людьми, игре в гольф, езде на лошадях, приходят крутые идеи и инсайты.

Стараюсь исключить лишний стресс, хорошо спать, питаться, быть физически активным. Это позволяет мне принимать верные решения.

6 важных принципов для владельцев нескольких бизнесов

6. Поиск и налаживание связей

Связи решают все. Вы наверняка не раз слышали эту фразу. Избитая? Да. Зато какая точная и емкая. Ведь связи действительно решают. Если не все, то очень многое. Особенно для тех, кто имеет собственный бизнес или планирует им заняться в ближайшем будущем. К тому же нетворкинг – это гораздо глубже, чем просто общение. Это история про расширение своих границ, мотивацию и заряд энергии.

Поэтому не стоит пренебрегать возможностями, которые предлагает современный мир.

Ходить на встречи, знакомиться, общаться и не стесняться задавать вопросы. Люди очень любят рассказывать о себе, своем пути и достижениях. Нужно лишь воспользоваться шансом и расспросить все, что может помочь избежать ошибок, улучшить какие-либо процессы в компании или просто вдохновит на новые свершения.

Лично я часто бывают там, где проводят свободное время потенциально интересные и полезные мне люди. Это необязательно профессиональные конференции, съезды или воркшопы. Чаще наоборот, места более неформальные: например, хорошие рестораны, теннисные корты, конные или гольф-клубы.

Как видите, мои принципы довольно просты. Но максимально эффективными они становятся только при одновременном их соблюдении.

11
Начать дискуссию