Что не так с собеседованиями в IT-компаниях?
Разве никому не кажется, что IT-шное собеседование больше напоминает бестолковый квест? Прямо как в компьютерной игре: сценарии абсурдные, задания вымышленные, и непонятно почему вы здесь вообще оказались. Нажмем на паузу и разберемся, каким должно быть нормальное собеседование в IT.
Почему тестовые задания не работают?
Одной из ключевых помех на пути к получению высокой должности в IT является тестовое задание. Что может быть проще, правда? А вот и нет. Большинство этих тестов оторваны от реальной жизни. Вам могут предложить решить задачи, которые не имеют отношения к тому, с чем вы будете сталкиваться на своей должности. Проблема в том, что такие тесты часто составляются людьми, далекими от реальной продуктовой работы. Или (что еще хуже) составителями, которые сами не смогли бы пройти подобное испытание.
Глобальная проблема современных собеседований в IT
Одним из самых печальных аспектов современных собеседований является глубина мышления составителей. Кандидатов не спрашивают про их глобальное видение, про опыт на рынке и про влияние, которое они могут оказать на компанию. Вместо этого обсуждаются банальные вещи: приукрашенная экономика проекта, маркетинговые (а не реальные) задачи бизнеса и т.д.
А ведь задачи бизнеса на этапе собеседования обсудить стоит. Представьте ситуацию: вы приходите на позицию директора по продукту или маркетингу, а вас просят решить абсурдный кейс, основанный на нереалистичных данных. Почему бы вместо этого не обсудить с кандидатом его подход к управлению продуктом или бизнесом? Почему бы не выяснить, как он понимает рынок, в котором работает компания?
В итоге на основе нереалистичных данных компания получает нереалистичный результат. Составители таких вопросов просто не понимают, что работа с продуктом — это не точная наука, не математика и не химия. Это — управление в условиях неопределенности, когда данные меняются буквально на ходу.
Кстати мы помогаем пройти через этот круг хаоса собесов на профессиях. Приходите! Или подписывайтесь в TG.
Вредный и полезный подход к поиску нового сотрудника
К сожалению, большинство интервьюеров не мыслят в интересах компании и воспринимают бланк с вопросами, как единственный способ отбора кандидатов. Порой они вовсе не понимают как работает бизнес, а сосредоточены лишь на выполнении рутинных задач. Это приводит к тому, что процесс найма становится формальным и оторванным от реальных результатов.
Вместо этого собеседование должно основываться на живом общении. Только с помощью него можно понять реальный подход кандидата к работе, его профессиональные навыки и общее мировоззрение. Собеседование — тот случай, когда с кандидатом важно найти общий язык и не зацикливаться на формальностях.
Как должно проходить правильное собеседование?
Как можно исправить ситуацию? Во-первых, стоит отказаться от стандартных тестов, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Нужно больше общаться и обсуждать реальный бизнес, реальные задачи и проблемы компании. Во-вторых, важно научиться слушать кандидатов. Ни один тест не позволит раскрыть точку зрения кандидата так, как небольшой монолог.
Собеседование — это не экзамен в школе. Это встреча двух сторон, которые пытаются понять, смогут ли они работать вместе. Для этого нужно начинать продуктивный диалог, а не проверять человека по заранее заготовленному списку вопросов. Если этого не происходит, то итог для компании может быть плачевным: она теряет действительно талантливых сотрудников, которые могли бы принести бизнесу огромную пользу.
Итог: собеседование как диалог, а не испытание
Собеседования в IT-компаниях часто превращаются в театральную постановку с заранее прописанным сценарием. Кандидатов проверяют на знание вещей, которые не имеют отношения к реальным задачам, и упускают главное — способность человека внести вклад в компанию, его глобальное мышление и реальный опыт.
Если мы хотим изменить эту ситуацию, то должны начать с того, чтобы фокусироваться на реальных задачах и бизнесе, а не на выдуманных тестах. И самое главное — научиться слышать кандидатов, чтобы в конечном итоге победителями стали и компания, и новый сотрудник.