Шрифты и веб-дизайн
Типографика — тот самый кирпичик, на котором строится дизайн в любой сфере. Начинающим веб-дизайнерам зачастую крайне сложно разобраться в шрифтах и в особенностях их применения. В интернете масса информации, но нет никакой конкретики. В профессиональной литературе вопрос освещен очень хорошо, но стратегию выбора шрифта каждому приходится продумывать самостоятельно. Эта статья — выжимка из всего того, что мне удалось изучить по типографике за целый год. Надеюсь кому-то, она действительно облегчит этот трудный и тернистый путь становления в профессии.
Классификация шрифтов
1. Антиква:
- гуманистическая;
- старого стиля;
- переходная;
- нового стиля;
- брусковая.
2. Гротеск:
- старый;
- новый;
- геометрический;
- гуманистический.
3. Антиква-гротеск;
4. Рукописный шрифт:
- формальный;
- неформальный;
- каллиграфический.
5. Декоративный;
6. Готический:
- текстура;
- бастарда;
- фрактура;
- ротунда.
Многие считают, что все шрифты, идущие после антиквы-гротеска, являются акцидентными. Это мнение имеет право на жизнь, так как все эти шрифты индивидуальны и со своим ярким характером. Они хороши в заголовках, для баннеров и в качестве ярких стилистических элементов, но с ними не стоит борщить.
Разберем базовые шрифты, которые должен знать каждый новичок.
- Гуманистическая Антиква.
Ключевая гарнитура: Jenson, 1471.
Характеристики:
- штрих — контраст от низкого до умеренного;
- форма букв — мелкое очко, наклон перекладины в строчной е, округлая форма, длинные верхние и нижние выносные элементы;
- ось (наплыв) — выраженный наклон (как у ширококонечного пера).
Применение: Ограничено (только в заголовках, не подходит для основного текста). Требует узкого интерлиньяжа.
2. Антиква Старого Стиля
Ключевая гарнитура: Garamond, 1530.
Характеристики:
- штрих — минимальный контраст штрихов;
- форма букв — перекладина строчной е горизонтальная, засечки скругленные, а выносных элементов — скошенные;
- ось — наклон влево.
Применение: ограничено (плохая читаемость в маленьком кегле — только для заголовков). Минимальный интерлиньяж.
3. Переходная Антиква.
Ключевая гарнитура: Baskerville, 1757.
Характеристики:
- штрих — выраженный контраст;
- форма букв — засечки скругленные, выносные элементы скошенные;
- ось — вертикальная, но наплыв разный.
Применение: большой объем текста книжного кегля; для заголовков.
4. Антиква Нового Стиля
Ключевая гарнитура: Bodoni, 1798.
Характеристики:
- штрих — резкий контраст;
- форма букв — засечки тонкие, плоские, без скруглений;
- ось — вертикальная с небольшим наплывом.
Применение: крупные заголовки и акциденции. Требует дополнительного интерлиньяжа, кернинга, широких полей и большого количества воздуха.
5. Брусковая Антиква
Ключевая гарнитура: Clarendon, 1845.
Характеристики:
- штрих — незначительный контраст;
- форма букв — короткие выносные элементы и короткие засечки;
- ось — вертикальная.
Применение: ксилографическая печать, архитектурные надписи, газеты (особенно, на темном фоне).
6. Гротеск старый
Ключевая гарнитура: Franklin Gothic, 1903.
Характеристики:
- штрих — умеренный контраст;
- форма букв — стремление к квадрату;
- ось — вертикальная.
Применение: для вывесок, баннеров; средовая графика.
7. Новые гротески
Ключевая гарнитура: Helvetica, 1956.
Характеристики:
- штрих — одной толщины или минимальный контраст;
- форма букв — крупное очко, открытая петля g;
- ось — вертикальная.
Применение: для основного текста.
8. Геометрические гротески
Ключевая гарнитура: Futura, 1927.
Характеристики:
- штрих — без контраста одной толщины;
- форма букв — геометрическая;
- ось — вертикальная.
Применение: только для заголовков (плохо читаем при большом объемном тексте!)
9. Гуманистические гротески
Ключевая гарнитура: Gill Sans, 1927.
Характеристики:
- штрих — контраст уже заметен;
- форма букв — влияние каллиграфии;
- ось — вертикальная.
Применение: для больших объемных текстов, хорошо сочетается с антиквой.
10. Антиква- гротеск
Ключевая гарнитура: Albertus, 1940.
Характеристики:
- штрих — минимальный контраст;
- форма букв — точеный силуэт. заостренные треугольные засечки;
- ось — вертикальная.
Применение: для заголовков, акциденций, небольших объемов мелкого текста (с осторожностью!).
Примеры Акцидентных шрифтов:
Спасибо, что читаете меня! Надеюсь, статья была для вас полезной*
Буду рада новым подписчикам в моем Телеграм-канале