Про управление вниманием и потребление контента

Пару месяцев назад поймал себя на мысли, что критический важным в наши дни становится управление вниманием.

Опять же, тема очень широкая, можно говорить в контексте управления вниманием в отношении сфер жизни: семья, работа, близкие, хобби… прочее.

Я же хотел больше обсудить связь внимания и контента.

Эхо номер 25, 1951, Джексон Поллок
Эхо номер 25, 1951, Джексон Поллок

Совсем недавно люди говорили об эффективности управления временем (системы тайм-менеджмента, GTD, помодоро), сейчас наступило время управления вниманием и информационным потоком.

Примеры событий из повседневной жизни, которые могут отнимать ваше внимание, но вы, скорее всего, даже не вспомните через день, о чем это было: Новости из ТВ, твиттера или телеграма, очередное сторис знакомого, с которым вы даже не знакомы лично, запись стендап на youtube, игра FIFA на PS, комедия в кинотеатре, очередная игра Зенита, стриминговые сервисы типа Twitch, музыка на Spotify.

Сюда же добавим тренд про рост креативного класса. Любой человек с маломальским творческим началом может запустить свой канал в ТГ, youtube или подкаст, где будет писать или рассуждать на волнующие его темы. Т.е количество создаваемого контента и информации продолжает расти.

Если раньше традиционные игроки на рынке бодались за ежемесячную долю в вашем личном бюджете, то сейчас у ведущих-компаний фокус сместился на захват и удержание нашего внимания. Это можно делать через различные платформы, главным образом соц.сети.

Помню, когда Дуров делал презентацию по VK, он подчеркивал, сколько времени пользователь проводит онлайн. Аналогичная метрика есть у всех соц.сетей. Поэтому Амазон начал выпускать сериалы, а Джеф Безос становится владельцем популярного СМИ в США. Цукерберг запускает аналог Твиттера, а Илон Маск хочет вживить вам имплант в мозг).

Идея примерно одна и таже – компании и платформы стремятся завладеть нашим вниманием, чтобы потом или продавать нам что-то или продавать данные о нас.

Еще одним следствием влияния огромного потока информации является его упрощение и укорочение: твиты, простые незамысловатые мелодии, короткие тексты и видеоролики -саммери, сленг и упрощение языка. Отсюда так называемое, клиповое мышление. Появляются и «выбросы», когда ТикТокеры делают стримы и слушают супер-авангардную музыку 6 часов подряд (не буду давать ссылку, чтобы не отвлекать, загуглите потом - The Caretaker), но это скорее исключение ради хайпа, подтверждающее правило. Поэтому «там» это называется Challenge, т.е. сконцентрировать свое внимание на продолжительное время – это уже испытание.

Например, сейчас в LinkedIn стали очень популярными посты с картинками, в которых как бы «раскрываются» вопросы по теме, например, методы оценки бизнесов/стартапов. Но для профи в теме этот информационный продукт будет просто смешон. Профессора ведущих университетов мира, сильные профи не просто так пишут книги по этим темам.

Какой результат всех этих явлений?

· Расфокусировка, постоянные поводы отвлечься

· Измение поведения людей (люди сидят в кафе и вместо общения, смотрят в телефоны)

· Поверхностные знания в каких-то областях (аля эксперт, который посмотрел видео на Youtube, Linkedin)

· Отсутствие критического мышления (из-за упрощения и уменьшения единиц контента- люди перестали анализировать информацию, связывать разные факты по одному вопросу из разных источников)

Но люди устают от огромного потока информации.

Если наплыв информации продолжительный и сильный, и наше внимание постоянно «там», мозг дает нам сигналы и говорит: «Воу, воу, придержи коней! Давай отдохнем!».

Подтверждением этого тренда является рост разных практик и сервисов, закрывающих эту боль: все, что связано с медитациями; випассаны, ретриты; люди стремятся проводить больше времени за городом, на природе; увлечения типа бега, велоспорта, когда человек, как бы, выключается от внешнего мира.

Как еще можно работать с этой насущной проблемой?

Мои советы, которые никто не просил:

1) Снижать объем потока информации (отказываться от дистракторов, например, откровенного мусорного контента, отписываться или удалять приложения)

2) Фильтровать входящий поток информации (раскрою в отдельном посте в моем канале ТГ)

3) Для развития - потреблять контент большого объема: длинный текст или видео-произведение(в меньшей степени)

В завершении статьи, про последний пункт.

Почему я топлю за потребление объемного контента?

Это, в первую очередь, значит, что автор, при создании, потратил достаточно много времени: вложил свои мысли, свой опыт, понимание; вложил какой-то контекст, структурировал информацию.

Длинный текст или видео может дать глубину и широту, которые не доступны короткой форме информации. Хорошо передается контекст, чтобы у читателя складывался пазл по теме или сюжету.

Такая форма подачи, как бы, обогащает ваш собственный опыт. Где-то там в голове создаются связи, пускай это и неочевидно.

Поэтому, думаю, топовые артефакты в мире информации это не твиты Илона Маска, которые все забудут завтра, а что-то чуть объемнее по количеству знаков. 😊

P.S. Если текст вам зашел - прошу отвлечь ваших друзей и переслать им его)

Больше длинного контента в моей канале Турлов купит! :)

Начать дискуссию