1 млн за спам-звонок: почему наказание не поможет в борьбе со спамерами
Все знают, что на телефонных спамеров можно нажаловаться в надзорный орган и их оштрафуют. Но, на самом деле, добиться наказания для них крайне непросто. Расскажу, почему у Вас не получится это сделать и отчего спамерам все сходит с рук.
Немного теоретической информации
Закон устанавливает, что реклама должна распространяться только с согласия абонента. Организация, распространяющая рекламу, обязана доказать, что получала такое согласие. В противном случае, реклама будет признана ненадлежащей, а организация привлечена к ответственности. Кроме того, абонент сможет потребовать с нее компенсацию морального вреда.
Но это в теории.
А что на практике
А на практике для того, чтобы привлечь распространителя рекламы к ответственности, потребуется обратиться в ФАС (Федеральную антимонопольную службу) РФ.
В надзорный орган нужно подать заявление о нарушении рекламного законодательства (можно сделать это онлайн). На этом этапе и начинаются все сложности, потому что к заявлению должна быть приложена масса документов.
Спойлер: придется заморочиться.
Что это за документы и почему Вы не сможете достать половину из них
Начнем с бумаг, получить которые проще всего:
- Абонент должен направить вместе с заявлением детализацию выписки по абонентскому номеру.
Выписку можно заказать у мобильного оператора дистанционно.
- Абонент должен дать свое согласие на раскрытие тайны связи за личной подписью.
Тут уже придется либо писать согласие от руки, либо распечатать его и только подписать. Форму согласия можно взять все с того же сайта ФАС.
Теперь посмотрим на те документы, которых у Вас может и не оказаться:
- Абонент должен прикрепить документ, содержащий информацию о владельце абонентского номера. Например, договор на оказания услуг связи.
Предположим, что сим-карта была куплена давно. В таком случае оригинал договора может быть просто утерян. При этом не все мобильные операторы готовы предоставить копии договоров дистанционно.
Поход в офис мобильного оператора ради наказания одного спамера требует временных затрат, поэтому звучит довольно сомнительно.
- Абонент должен предоставить доказательства того, что он просил прекратить распространение спорной рекламы и что в данной просьбе ему было отказано.
Это, пожалуй, самый невыполнимый пункт. Вы ведь тоже никогда не думали начать серьезный разговор со спамером, а уж тем более перезвонить ему? А вот я так делаю (нет).
Выводы
Если Ваш телефонный спамер не компания, с которой Вы ранее как-то взаимодействовали, привлечь его к ответственности будет довольно сложно.
Спамеры знают об этом и поэтому продолжат заниматься своей «деятельностью» и оставаться безнаказанными.