Технологии под солнцем: как стартапы на Юге России преодолевают барьеры и создают тренды

Мансур Арсанукаев
Мансур Арсанукаев

Юг России – это не только про туризм. Здесь технологические предприниматели преобразуют локальную специфику в конкурентное преимущество, развивая проекты, которые находят применение как в регионе, так и за его пределами. Астрахань, Ростов-на-Дону и Грозный предлагают разные подходы к созданию инноваций — от агротехнологий и робототехники до решений в области искусственного интеллекта и энергетики.

Домены и университетская экспертиза

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», созданный в 2022 году, ставит своей целью развитие предпринимательского потенциала молодежи и интеграцию вузов в экосистему стартапов. Одним из ключевых инструментов стали университетские стартап-студии, которые открылись по всей стране, включая южные регионы. В Астрахани, Ростове-на-Дону и Грозном студии не только адаптируют федеральную поддержку под местные нужды, но и создают уникальные проекты, которые решают региональные задачи и выходят на новые рынки.

Так, Стартап-студия ГГНТУ (г. Грозный, Чеченская республика) работает в девяти технологических доменах, среди которых, например, БАС (беспилотные авиационные системы), IT и энергетика. Основной принцип работы студии — ориентация на быстрорастущие рынки и неудовлетворенные запросы.

«Это позволяет сосредотачиваться на доменах, где есть высокая вероятность создания компании с масштабируемой бизнес-моделью», — пояснил Мансур Арсанукаев, генеральный директор Стартап-студии ГГНТУ.

Он также отметил, что стартап-студия ориентируется на возможности и экспертизу базового вуза — Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова. Здесь, по его словам, сложилась сильная научная школа в области энергетики и строительства.

Особое внимание в Чечне уделяется работе с рыночными гипотезами и активному взаимодействию с индустриальными партнёрами. «Также следим за глобальными технологическими трендами, такими как автоматизация, нейросети, VR или робототехника», — добавил Мансур Арсанукаев.

В свою очередь, Стартап-студия Астраханского государственного университета «2F» развивает проекты в таких отраслях, как биотехнологии, приборостроение, робототехника, БАС и IT. «При выборе доменов мы руководствовались наработками вуза, его инфраструктурой, ресурсами, компетенциями, научным заделом, какая есть экспертность у вуза, ну и конечно спецификой региона», — рассказал Вячеслав Рыбакин, генеральный директор студии.

Например, астраханский стартап ООО «Конверсия» разрабатывает портативное устройство для обогрева «Патриот», в основе которого лежит каталитический элемент российской разработки, обладающий высокой эффективностью и повышенным ресурсом работы по сравнению с существующими аналогами. «Корпус и составляющие грелки были продуманы и предварительно проработаны, а, вот, с каталитическим элементом возникли проблемы. Его просто не было возможности нигде достать. Работа была заморожена на долгое время», — рассказал руководитель стартапа Андрей Кандиль. Старая идея получила новый импульс и перспективы спустя 25 лет именно в стартап-студии АГУ им. Татищева.

Другая стартап-студия — Южная фабрика стартапов в Ростове-на-Дону — сфокусирована на биотехнологиях, микроэлектронике и роботехнике, логистике и беспилотном транспорте, финтехе, edtech и искусственном интеллекте.

Алексей Поддубский
Алексей Поддубский

«Наиболее продвинутыми, на мой взгляд, стали проекты в ИИ и финансовых технологиях», — рассказал Алексей Поддубский, генеральный директор Фабрики.

Выбор доменов, по словам руководителя стартап-студии, обусловлен ведущими исследованиями университетов-учредителей и спецификой рынка.

Работа со сложным инвестиционным контекстом

По словам экспертов, развитие стартапов на Юге России формируется под влиянием уникальных территориальных, экономических и культурных факторов. Так, одной из особенностей южных регионов является низкий уровень потребления инноваций в традиционных отраслях крупного и среднего бизнеса, что осложняет внедрение новых решений.

К этому добавляется ограниченный доступ к венчурному капиталу – особенно в таких регионах, как Чеченская Республика. Однако, это компенсируется сильными локальными рынками – влияние крупных региональных индустрий задаёт направление для стартапов: многие проекты адаптированы под запросы местных компаний. «Самый развитый наш проект – “Аквагринтек” – разрабатывает и производит генераторы водорода высокой мощности. Там есть несколько патентов, в рамках стартапа сотрудничаем с РЖД. По итогам 2023 года вошли в список инновационных проектов Северо-Кавказской железной дороги», — рассказал Мансур Арсанукаев.

Среди проектов грозненской стартап-студии также разработка VR-приложения для подготовки операторов дронов, которое тестировалось в рамках образовательной программы федерального проекта «Кадры для БАС», а также система детекции дронов. «Компания “Латтаскан” занимается разработкой дрона-металлодетектора с возможностью построения карты местности. У компании хорошая выручка по итогам 2023 и 2024 года. Сама разработка имеет хорошую перспективу», — добавил генеральный директор Стартап-студии ГГНТУ.

Локальная специфика – ключ к успеху

Технологические предприниматели на Юге России делают ставку на те проекты, которые решают региональные задачи и одновременно открывают возможности для выхода на общероссийский и международный рынок. Тесные связи с рынком MENA (Ближний Восток и Северная Африка), по словам Мансура Арсанукаева, создают дополнительные возможности для масштабирования стартапов, благодаря культурной близости и устойчивым экономическим контактам. Например, проекты в сфере энергетики и БАС находят поддержку не только в России, но и за рубежом.

«Команды стартапов, прежде всего, пытаются решать задачи, возникающие у региональных компаний или отраслей, наиболее развитых в регионах», — говорит Алексей Поддубский.

Один из таких проектов — ООО «Понятная практика», в рамках которого команда учёных и предпринимателей из Ростова-на-Дону создает интеллектуализированное рабочее пространство (IWS) для управления качеством частного психологического и медицинского консультирования. «Этот стартап уже тестирует pre-MVP и готовится к выходу на рынок. В России пока нет аналогов подобных решений», — подчеркивает генеральный директор Южной фабрики стартапов из Ростова-на-Дону.

Ещё один перспективный проект ростовской студии — ООО «Кометрейн Семантикс»: стартап разрабатывает ПО для биржевой аналитики с использованием искусственного интеллекта. «Созданное ПО позволяет анализировать финансовые новости и предсказывать их влияние на котировки в реальном времени. Две крупные трейдинговые компании уже заинтересованы в продукте, и мы надеемся, что в первой половине 2025 года проект привлечёт инвестиции», — говорит Алексей Поддубский.

Синергия вузов и техпреда

Региональная специфика также отражается в подходе к взаимодействию университетов и индустрии. Стартап-студии в университетах Юга России фокусируются на актуальных запросах бизнеса, обеспечивая стартапы научной экспертизой, компетенциями и инфраструктурой. Этот симбиоз позволяет стартапам не просто выживать, но и успешно развиваться в условиях жёсткой конкуренции.

По словам Вячеслава Рыбакина, генерального директора Стартап-студии АГУ, при соединении научной среды, компетенций, инфраструктуры вуза, реального опыта и запроса со стороны рынка возникает определенный синергетический эффект, благодаря которому «стартапы будут иметь больше шансов на существование, выживание и дальнейшее развитие».

Вячеслав Рыбакин
Вячеслав Рыбакин

Важным направлением является и автоматизация агропромышленного комплекса – например, стартап ООО «АгроГидроАвтоматика» разрабатывает программно-аппаратный комплекс для автоматизации гидропонных установок.

«Автоматизация обеспечивает полный контроль выращивания овощных, ягодных культур и микрозелени. Стартап уже вышел на первые продажи, есть успешный опыт поставки в г. Саранск, на данный момент выиграли тендер и реализуют проект для заказчика из г. Санкт-Петербург», — рассказал генеральный директор астраханской стартап-студии.

«Южный характер» технологического предпринимательства

Южные регионы славятся своими культурными особенностями, которые существенно влияют на предпринимательство. «Молодые люди здесь активные, в основной массе, харизматичные и очень энергичны. Несмотря на отсутствие опыта, ребята отличаются смелостью в принятии решений, готовностью к риску и ориентацией на результат. Также стоит отметить, как фактор влияния, — сильные семейные традиции. Родственники начинающих технологических предпринимателей активно поддерживают ребят, помогают в развитии бизнеса и поиске партнеров», — отмечает Мансур Арсанукаев.

Южный предпринимательский дух объединяет культурное разнообразие, природные ресурсы и сильные социальные связи. Это создаёт уникальную экосистему для технологического предпринимательства, где риск, амбиции и поддержка сообщества становятся ключевыми факторами успеха.

«Южные регионы отличаются многонациональностью, отсюда сильны дружеские связи, что способствует созданию и развитию бизнеса через личные знакомства и доверие, — подчеркивает Вячеслав Рыбакин. — Южные люди более общительны и коммуникабельны, а также им присущ предпринимательский дух, высокая степень инициативности и готовности к риску».

2
Начать дискуссию