Куда движутся техпреды

Фото пресс-служба ПУТП
Фото пресс-служба ПУТП

Что движет молодыми предпринимателями, как они выбирают свой вектор развития и почему — делятся сами эксперты и участники Платформы университетского технологического предпринимательства

  1. Вызов, свобода, развитие

Среди ключевых ценностей современной молодежи эксперты выделяют: заботу о здоровье и качестве жизни, безопасность, приоритет науки, стремление вкладываться в искусство и творчество, разнообразие и любимое дело.

Как показало исследование аналитического центра НАФИ и Росмолодежи, большинство молодых предпринимателей в России решили открыть свое дело благодаря желанию много зарабатывать (39%) и быть независимыми (39%). Интересно, что многие также переняли ролевые модели: примеры успешных предпринимателей (37% опрошенных) и блогеров (23%).

«Сегодня молодежь видит в бизнесе не только способ заработать, но и возможности личностного роста. Поэтому новое поколение готово бросить вызов традиционным карьерным путям, создавая новые возможности для себя и общества», — говорит руководитель АО «Деловая среда» Алексей Грищенко.

Алексей Гуцуляк, серийный предприниматель из Владивостока, уже запустил несколько стартапов в разных отраслях — от ИТ до спорта. «Когда много проектов и ни один не получается, не понимаешь: то ли проблема в подходе, то ли в проектах, то ли в тебе. Но меня мотивировала тотальная свобода, мне хотелось работать на себя, а еще — доказать, что у меня получится. И я не сдался», — признается он.

2. Работа в команде

Стартап — это команда. Без нее создавать и развивать полноценный коммерчески успешный продукт практически невозможно.

«Умение собирать команду для стартапа — это один из базовых навыков, которые прокачиваются на Тренингах предпринимательских компетенции. С этого во многом начинается вовлеченность в техпред. Для кого-то командная работа становится не просто осознанной необходимостью, а реальной потребностью — на самом деле это же очень круто вместе создавать новое, развивать продукт внутри команды профессионалов, что-то изобретать. Это особый вайб», — говорит Антонина Штолина, руководитель проектов проектного офиса популяризации Платформы университетского технологического предпринимательства.

«Можно не становиться предпринимателем, а стать частью его команды. Знать, как это устроено и работает, полезно и инженерам, и даже тем, кто станет юристом или федеральным чиновником, — они создают среду для бизнеса», — рассуждает и.о. ректора Балтийского федерального университета Максим Демин.

«В каждом проекте свои научные руководители, свои студенты, которые действительно горят этой идеей и хотят ее осуществить. И в каждом проекте ты загораешься той энергией, которую они дают тебе», — подчеркивает серийный предприниматель, инвестиционный менеджер Стартап-студии Оренбургского госуниверситета Татьяна Ионова.

3. Цифровизация и развитие ИИ

ИТ – не просто один из доменов, в которых сегодня реализуются стартап-проекты. Это вектор движения и среда, в которой сегодня создаются и совершенствуются технологические решения. Очень часто на стыке дисциплин, но почти всегда — с цифровой составляющей.

Цифровые технологии заняли первое место в Рейтинге ТОП-1000 лучших университетских стартапов 2024 года среди доменов (технологических направлений) — 43,3% всех стартапов.

Среди лидеров Рейтинга этого года — платформа генерации дизайн-проектов интерьеров и подбора исполнителей на основе искусственного интеллекта, IT-платформы для скоринга профессиональных склонностей и отраслевой мотивации подростков, многопользовательская верстка документов на языке LaTeX и т.п.

Тренд на использование искусственного интеллекта в технологическом предпринимательстве — общемировой. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, каждый третий стартап, получивший статус единорога в 2024 году, создает продукты и услуги с применением ИИ.

4. Миссия важнее прибыли

Современная молодежь намного больше озабочена будущим планеты и глобальными проблемами человечества, чем их предшественники.

70% россиян до 35 лет, опрошенных Центром устойчивого развития Школы управления «Сколково», поддерживают устойчивое развитие и стремятся больше помогать природе и обществу. «Молодежь в большей степени обеспокоена такими экологическими проблемами, как загрязнение водоемов, большие объемы мусора и загрязнение воздуха. Среди социальной проблематики — нищета/бедность, а также недостаточный уровень здравоохранения», — говорится в исследовании.

Все чаще базовой мотивацией ребят для работы над той или иной гипотезой становится социальная значимость будущего продукта или технологии.

Молодой ученый из Санкт-Петербургского медуниверситета Елизавета Свечкарева создала веб-приложение, призванное помочь врачам в назначении антибактериальной терапии. «Необходимо не просто придумать классную вещь, но еще и понять, а действительно ли она нужна потребителям, и если нужна — то каким», — говорит она.

«Наша миссия: переработать как можно большее количество отходов и произвести качественную, безопасную для пользователя и природы продукцию», — делится Дарья Токарева, основатель и директор стартапа, созданного на базе технологии переработки пластиковых отходов в полезные материалы при помощи грибов.

5. Поддержка собственного региона

Согласно исследованию Росмолодежи, 43% современных молодых людей хотят открывать бизнес в своих регионах. Амбициозные, умные, мотивированные ребята уже не так рвутся в столицу и мегаполисы, как раньше.

Они знают рынок благодаря своему опыту и понимают потребности местных жителей, что делает их более уверенными.

По данным Платформы, с 2022 по 2024 гг. больше всего технологических стартапов было запущено в Поволжском федеральном округе — 1412. В лидерах вузов по числу проектов-победителей конкурса грантов «Студенческий стартап» на первом месту Казанский федеральный университет (111 проектов), на втором — Уфимский университет науки и технологий (70). Стартап-студии при университетах открываются сегодня во всех округах — от Калининграда до Дальнего Востока.

«Мне сложно сказать, какой город сегодня является столицей российского университетского техпреда — вузы в самых разных, очень непохожих друг на друга регионах активно включаются в эту работу. Новые проекты запускаются в Поволжье, крутые идеи внедряют ребята из Сибири, мотивированы коллеги из Калининграда, в Санкт-Петербурге развиваются две сильные стартап-студии, стартаперы из Северного Кавказа все чаще появляются на наших выставках. Оренбург, Владивосток, Белгород, Ростов-на-Дону, Томск, Саранск и много-много других. География федпроекта — вся страна и это очень здорово», — отмечает Антонина Штолина.

Начать дискуссию