Экспресс-оценка технологического стартапа
Как оценивают стартапы эксперты и потенциальные инвесторы – делится технический директор и партнер ООО «Форпост Солюшнс» Виктор Клементьев.
Независимая оценка стартапа — это анализ технической и экономической частей проекта, его маркетинговых и коммерческих перспектив. Обычно она проводится в целях принятия решения о предоставлении финансирования или мер поддержки.
Процесс оценивания значительно формализован и проводится по ряду аспектов, важных для тех, кто принимает итоговое решение.
Совет №1
Перед подачей материалов стартаперам стоит внимательно изучить требования к заявке, посмотреть материалы успешных проектов и результаты экспертиз. Порой относительно слабый, но хорошо оформленный проект может претендовать на более высокую оценку, чем сильный проект, заявка по которому не отвечает ряду формальных требований.
Ключевые аспекты оценки:
- Техническая реализуемость проекта/Жизнеспособность технологии;
- Достаточность материально-технической базы;
- Наличие необходимой разрешительной документации;
- Доступ к квалифицированным кадрам;
- Наличие рисков и предложений мер по управлению ими от авторов проекта;
- Вероятность выхода на прибыль и проработка экономической стороны проекта;
- Актуальность и востребованность разрабатываемого продукта.
Совет №2
С точки зрения предпринимателя и инвестора, чем выше рентабельность проекта, тем он более актуален. Потому целесообразно сравнивать свой проект со среднеотраслевыми показателями. Стоит обратить внимание на наличие подобных незавершенных разработок у конкурентов, которые могут повлиять на востребованность создаваемого продукта.
С точки зрения мер государственной поддержки при оценке актуальности проблемы обычно анализируется объем налогов, уплачиваемых в рамках проекта, количество создаваемых рабочих мест, значимость для социальной сферы.
Ключевые показатели для оценивания финансовой модели проекта:
- чистая приведенная стоимость (NPV),
- внутренняя ставка доходности (IRR),
- срок окупаемости.
Проект должен соответствовать ожиданиям инвестора и предпринимателя. Для инвестора важны доходность инвестиций, срок их возврата и риск потерь.
Для предпринимателя же важна прибыль, которую он получит. Более выигрышно смотрятся проекты с умеренным риском и небольшим сроком реализации, т.к. долгосрочное прогнозирование часто приводит к значительным отклонениям плановых показателей от фактических.
Совет №3
При формировании и анализе финансовой модели нужно руководствоваться сопоставимостью плановых показателей с аналогичными проектами. Если проект моментально «взлетает» и значительно обгоняет конкурентов, то нужно углубиться в оценку деталей его реализации. «Прорывные» решения встречаются очень редко, скорее всего, завышенные ожидания авторов проекта обусловлены их оптимизмом.
Оценка жизнеспособности технологии
Большинство стартапов используют общеизвестные технологии, локализованные с учетом ресурсов проекта. При анализе технологических решений сначала следует оценить их теоретическую реализуемость, известный опыт практического применения.
При конкурентном анализе нужно учитывать не только прямые, но и косвенные аналоги, то есть продукт может быть принципиально иным по концепции и технической реализации, но направленным на решение той же самой проблемы. Затем рассматривается возможность практического использования технологии для создаваемого продукта с применением доступной материально-технической базы и кадровых ресурсов.
TRL
Стандартная метрика оценки готовности продукта к выходу на рынок — уровень готовности технологии (УГТ). В международной практике используется аббревиатура TRL (Technology Readiness Level).
Зная текущий уровень готовности, экспертам понятно, какие стандартные этапы прошел проект и что еще предстоит сделать в будущем. Однако дополнительно нужно быть готовым к масштабированию производства и сервисным услугам, чтобы удовлетворить рыночный спрос.
Совет №4
Профессионализм команды стартапа подтверждается через анализ компетенций и опыт ее участников. Среди участников должны быть лица, имеющие профильное образование в предметной области, опыт осуществления подобных разработок и управления проектами. Идеально, когда команда уже выводила продукты собственной разработки на рынок.