В техпреды со школьной парты

В техпреды со школьной парты

Начать свой путь в предприниматели, еще учась в школе, мечтают многие ребята. Кто-то пробует и набивает шишки, кому-то помогают определить будущий трек конкурсы, тренинги и спецпрограммы. Здесь главное — не боятся пробовать и рисковать.

Многие участники Платформы университетского технологического предпринимательства признаются, что желание заняться своим делом, запустить классный проект, разработать собственное “умное” решение приходило к ним в голову еще во время учебы в школе.

Так, создатель стартапа «Vision» по генерации дизайна с применением ИИ, студент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Семен Зимин свой проект «вырастил» из подросткового хобби.

В 6-м классе он погрузился в тему 3D-визуализации, разрабатывал модели всего, что его окружало, – домашней утвари, ваз, мебели, а уже в 8-м классе вместе с небольшой командой ребят выиграл международный конкурс компании Google и получил грант на обучение — в колледже Мюнхена (TUM) он изучал ИИ и новые технологии, а позже запустил в России свой стартап, который сейчас готовится к выходу на мировой рынок и проведению IPO.

Страсть к технике и созданию нового в детстве проявилась и у Ибрагима Елсаева. Сегодня он студент 2-го курса магистратуры Грозненского ГНТУ и создатель стартапа «Аквагринтек» — генератора водорода высокой мощности. Путь Ибрагима в техпреды начался с того, что ребенком он разбирал свои игрушки, чтобы изучить внутреннее наполнение, чинил старый советский паяльник отца, а позже – стал создавать собственные моторы. Сегодня первый автобус с экспериментальным генератором Ибрагима можно увидеть на улицах Грозного. И даже прокатиться.

Техпредами становятся не только те, кто может разработать новую технологию или создать уникальный микрочип, – командам нужны организаторы, генераторы идей и вдохновители, те, кто умеет вдохновлять, и те, кто сможет упаковать и продать продукт.

Бизнес-тренер и один из ведущих Тренингов предпринимательских компетенций Никита Прохоров уверен, что свой талант в той или иной степени есть у каждого: важно его раскрыть и поощрить, дать человеку проявиться и попробовать себя в каждой роли.

«Внутри команды присутствуют абсолютно разные типажи: кто-то хочет генерить идеи, кто-то — организовать процесс, кто-то — общаться, а кто-то хочет везде по чуть-чуть прикоснуться, но иногда стесняется себя проявлять. И задача тренера в итоге следить, чтобы так или иначе все участники побывали во всех ролях, чтобы поняли непосредственно, что им приятнее всего, что им веселее всего, что им интереснее всего делать», — говорит он.

Серийный предприниматель из Владивостока Алексей Гуцуляк говорит, что он предприниматель с третьего класса. «Тогда был бум с наклейками, все ходили с альбомами и собирали стикеры, а я получил где-то несколько больших наборов, пришел на уроки и продал их по 200 или по 300 рублей — в три раза дороже, чем они стоили тогда по рынку. Это были для школьника серьезные деньги — я покупал булочку за 6 рублей в столовой», — рассказывает он. Правда, та история закончилась не очень хорошо — на следующий день в школу пришла мама одноклассницы и устроила скандал.

Реакция взрослых оставила след — Алексей долго боялся пробовать что-то новое и брать на себя ответственность, хотя у него были идеи запускать разные проекты еще в школе. Со временем он преодолел себя и прочно встал на путь предпринимательства – в его активе сегодня несколько стартапов в разных отраслях — от ИТ до спорта.

В современном мире взгляд на предпринимательство серьезно меняется — сегодня школьников с младших классов ориентируют на проектную работу, в программы вводят практикоориентированные направления и занятия, у ребят есть возможность участвовать в конкурсах, продвигающих личные разработки.

О важности вовлечения в технологическое предпринимательство школьников неоднократно говорили представители Минобрнауки РФ. Так, в начале февраля, выступая перед учащимися московской школы № 1252 имени Сервантеса, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук отметил:

«Технологическое предпринимательство развивает у школьников важные навыки, стимулирует инновации, формирует предпринимательское мышление и экономическую грамотность, открывает перспективы для карьерного роста и оказывает социальное влияние. Школьники, имеющие опыт в технологическом предпринимательстве, получают огромное преимущество на рынке труда».

Ученик Казанского лицея при КФУ Глеб Смородинов создал тренажер для лечения косоглазия, а стартап-студия Казанского федерального университета взяла проект под свое крыло, чтобы довести разработку до коммерческого продукта. В рамках такого партнерства школьнику готовы помочь с разработкой промышленного дизайна, получением медицинской сертификации, созданием бизнес-модели вывода продукта на рынок.

В Стартап-студии Центра Алмазова в Санкт-Петербурге для школьников проводят образовательные тренинги и игровые программы, где подростки учатся формулировать ценностные предложения для стартапов. Такой опыт помогает подросткам не только осваивать основы предпринимательства, но и понимать, как современные технологии могут решать реальные социально-значимые проблемы.

Совместно с медицинским научно-образовательным кластером «Трансляционная медицина» в 2024 году стартап-студия проводила тренинги, во время которых ребята формулировали ценностные предложения для медицинских стартапов.

«Это был очень интересный опыт. Во время таких тренингов школьники особенно часто предлагали идеи, связанные с искусственным интеллектом — от приложения для подсчета калорий до технологии анализа детского плача. Кроме того, ребята развивали идею создания шлема, который защитит от потери волос во время химиотерапии», — рассказала генеральный директор «Стартап-студия Центра Алмазова» Анастасия Григорьева.

В 2024 году петербургские подростки также стали участниками проекта, который дал им возможность почувствовать себя разработчиками и предпринимателями – в рамках профориентационного хакатона «Цифровое здравоохранение» 76 школьников разработали собственные решения для здравоохранения. Работая в командах, они использовали методики дизайн-мышления, формулировали гипотезы, проводили проблемные интервью и создавали прототипы новых технологических продуктов.

В рамках хакатона подростки работали над тремя направлениями: здоровый сон, правильное питание и физическая активность. Их решения выглядели как проекты реальных технологических стартапов: шлем с микротоками и мобильное приложение для улучшения сна, ИИ-программа для контроля качества школьного питания на этапе приготовления, приложение для коррекции техники упражнений, анализирующее движения и подбирающее оптимальную тренировочную группу.

Хотя полноценными бизнес-планами эти наработки назвать пока рано, хакатон дал участникам важный опыт работы в команде, поиска решений реальных проблем и использования цифровых технологий в медицине. Этот формат — не только про образование, но и про осознание предпринимательского потенциала, считает Анастасия Григорьева. По её словам, школьники отличаются наиболее высоким уровнем вовлеченности в проектную деятельность: «У них горящие глаза, они хотят все попробовать».

В России технологическое предпринимательство признано основой развития экономики страны. Основные инструменты для поддержки развития техпреда аккумулированы в экосистеме Платформы университетского технологического предпринимательства, частью которой является сеть университетских стартап-студий. В работу Платформы уже вовлечены свыше 742 тысяч человек, ее мероприятия и инструменты охватывают 429 вузов из 87 регионов страны.

Начать дискуссию