Управление проектами: дайджест публикаций
- Сезон выгорания, гадости про скрам, матрицы ролей, 5 почему, кейсы от крупняков, тренды в управлении проектами и всё интересное, что писали на этой неделе про управление проектами
- Мы прочитали все публикации и выбрали для вас самые крутые и полезные. Читайте, сохраняйте и применяйте!
- Расширенные дайджесты, новости, обзоры книг и курсов для РП и аналитиков — в моем канале «Проектный дайджест».
Основы, гайды и инструменты
Да, это обзор 55 систем. Причем не только фиче-обзор, каких немало (что за инструментарий у систем, чем хороши, где минусы, какова стоимость), но и финансовый: автор заглянула в отчеты по оценке доли рынка и/или роста выручки и показала, как одни выросли в несколько раз (YouGile, EvaProject), другие в стагнации (Advanta), третьи закрылись (Workzen).
Метод «5 почему» помогает найти первопричину проблемы вместо того, чтобы постоянно устранять новые симптомы. Сегодня «5 почему» — один из инструментов концепции бережливого производства (Lean), хотя используется он во многих сферах. В статье - как работает метод, чем он полезен на проекте, какие имеет плюсы и минусы.
В любом проекте важно, чтобы члены команды понимали свою роль и зону ответственности. Иначе задачи зависают, решения принимаются слишком долго, а работа превращается в хаос. Матрицы RACI, DACI и AAI , которые помогут разобраться, кто за что отвечает в проекте. RACI — простой инструмент для распределения ролей и обязанностей. Позволяет избежать дублирования задач и путаницы. DACI — это метод распределения ролей и ответственности в проекте, схожий с RACI, но с акцентом на принятии решений. AAI - некий гибрид карты стейкхолдеров и матрицы RACI. Фреймворк помогает менеджеру проекта сориентироваться в большой команде, например, чтобы выстроить коммуникации.
Фича продукта – это не просто техническая функция, а способ доставки ценности пользователю. Авторы разбирают, как оценивать успех фичи с помощью метрик, какие вопросы задавать, приведем реальные примеры успешного и неудачного запуска функций, а также лучшие практики (TARS-фреймворк, когортный анализ, оценка влияния на платежи и LTV) и типичные ошибки.
Рекомендую материал как баланс между теорией и практикой скрама. Автор разбирает такие ошибки, как “фасадное” внедрение скрама, непринятие во внимание потребностей команды, забивание на встречи, очень душные ретро и т.д. Попутно рассказывает о полезных инструментах. И всё это на примерах из 1С-разработки, которая традиционно якобы не про скрам.
Про парадокс скрама - почему он стал настолько популярным, но при этом редко встречается. Причина - в бездумном и безадаптационном внедрении. Скрам стал слишком универсальным, его пытаются применять там, где он совсем не нужен, считая что он снижает бюрократию (что совсем не так). К тому же есть проблемы с скрам-мастерами - где-то на них вешают всех собак, а где-то они и сами не понимают, что делать…
Снова про два подхода гибких методологий, кратко про оба, про отличия и преимущества и про выбор ключевого и наиболее полезного для вашего проекта.
Контрольные точки - отметки, которые помогают оценить готовность команды переходить на следующий этап (и тем они отличаются от вех - значимых событий в проекте). Статья - про то, откуда взялась концепция, как ставить КТ, чтобы они были полезными, примеры постановки в разных отраслях.
Этапы подготовки эффективного демо и 9 советов, которые помогут повысить эффективность демо для бизнес-заказчика: анализировать состав участников перед встречей, дать вводную информацию, сосредоточиться на основных сценариях использования и т.д.
Как сделать так, чтобы задача вышла в продакшен раньше, чем она потеряла смысла, почему четко зафиксированные требования лучше, чем созвон в пятницу вечером, примеры хороших требований и тд
Предпроектное обследование необходимо для того, чтобы заказчик получил какую-то модель для последующего согласования, а исполнитель – рамки проекта, в которых он будет работать. Статья о том, как сделать ППО эффективным и небесплатным)
Как провести проект от идеи до стабильной работы и сохранить контроль над процессом: партнеры Яндекса рассказывают о своих ноу-хау по аналитике, подготовке, пресейлу, контролю, сдаче проектов и постпроектному сопровождению и поддержке.
14 альтернатив MS Project вместе с подробным сравнением, от Kaiten и ЛидерТаск до Visary Project и Projecto.
Больше для архитекторов, но интересно и остальным. Про типы и паттерны интеграции в контексте DDD (Domain Driven Design).
Про полную первоначальную настройку SSH и базовые команды, которые помогут быстро начать работать с Git максимально простым языком!
Конкретно - про диаграмм “Процесс”, “Взаимодействие”, “Диалог”, “Хореография”, основания для выбора той или иной и правильное применение.
Менеджер проекта - карьера и навыки
Авторский метод работы с сотрудниками из трех шагов: определить тип проекта и важные области внимания - проверить, что уже хорошо работает, а что нет, - использовать опыт компании для управления проектами. Звучит сомнительно, но раскрываются эти мысли в статье более здраво и целостно.
Современный лидер должен не только видеть цель, но и помогать команде достигать её наиболее эффективным способом. Отсюда заход к навыкам фасилитации. Статья - как раз про “фасилитативного лидера”, который помогает команде осмыслять происходящее, направляет и держит баланс.
Про основные факапы в проектах, причины, их порождающие, и что можно сделать, чтобы неуспешных проектов у вас, как менеджера (или как менеджера менеджеров) было меньше. Ключевым фактором успеха проекта является личность РП и уровень его опыта и софтскиллов. Второе по важности - владение базовыми инструментами проектного управления и отлаженные процессы проектного офиса.
Без стратегического планирования не получится построить успешный, гибкий и масштабируемый продукт, который не будет тянуть экстра-затрат и времени из бизнеса. Однако автор смотрит на это без иллюзий: за последние 20 лет понятие стратегии практически покинуло бизнес умы. Преобладает слепая вера в технологии, наличие инвестиций и желание быстрой наживы.
Интересный опыт запуска проектов цифровых двойников. Если хотите узнать, как происходят проекты на крупнейших предприятиях (типа ГК “Благо”) - добро пожаловать. Тут и кейсы, и проблемы, и инструментарий, и подходы к ТЗ, и своеобразный флоу.
Небольшой, но емкий текст про зону ответственности и правила жизни тимлидов. Отвечает за факапы, адаптирует теории и best practices под реалии, готов к неопределенности и умеет с ней справляться.
Тимлид — это не шаблонная роль с чёткими границами, а скорее живая система, которая подстраивается под реалии проекта. Иногда тимлид — главный кодер, иногда дипломированный переговорщик, а иногда тот, кто тихо закрывает чужие баги по ночам. Автор строит своеобразную типологию тимлидов - тут и “бриллиант”, который тащит на себе весь проект, и коммуникатор, и тот, кто доводит проект до кондиции и т.д.
Текст от команды МТС - про цифровизацию на всем жизненном цикле производства, подход к типологии фичей им изменений, сроки реализации, процесс реализации фичей вообще и роли в нем (владельцы процессов, использование DoD и критериев приемки и т.д.).
Кейс о том, как настроили и автоматизировали проектное управление для 300+ участников проектов на Jira – от исполнителей до бизнеса. 8 месяцев, 20 дашбордов, много интересных деталей.
Скоринг — метод оценки и приоритизации задач. Есть много разных подходов к приоритезации задач, но цель у них одна: с минимальными усилиями помочь команде определить, какими задачами заняться в первую очередь, чтобы выполнить бизнес-цели и оправдать ожидания клиентов. В статье - про то, как сделать скоринг фичи/задачи в джире (да, она ушла, но не ушла).
А вы думаете, чем еще руководствуются менеджеры из Ростелекома? Да-да, вот тем самым медведем. Герой мультика побудил автора поменять жизнь, поменять работу, стать эффективным РП. Почитай - и как знать, может быть, это забустит и твою самооценку…
А это на десерт. Переводная статья про то, что не надо отвлекать людей, особенно инженеров и системных аналитиков своими мемами, сообщениями о жизни и прочим мусором. Пусть работают в потоке, не теряя фокуса, потому что, как посчитал автор, каждый отвлекающий мем - это минус 23 минуты рабочего времени на восстановление контекста, а уж сколько отрывает созвон…
Команда проекта
Сезон выгорания в публикациях! Коллеги из Коруса - о наболевшем для них: общий взгляд на проблему выгорания (да, она не вымышленная - 95% участников большого опроса айтишников испытывали выгорание), симптомы (подрезанные из википедии), рекомендации по профилактике выгорания, а еще умеренно смешные мемы…
Номер два в нашем дайджесте - 40-минутный текст про то, как влияет на сотрудников выгорание их шефа-менеджера. Например, так: регулярное общение с выгоревшим лидером драматически ухудшает состояние сотрудника всего за 6 месяцев или даже быстрее. Сотрудники перенимают у руководителя подходы к работе, настроение и даже выгорание. А отсюда и провал проектов и прочая гадость.
Номер три - лонг про то, как же все-таки выстроить "work-life balance", чтобы никто не выгорал и не страдал от выгорания. Кратко - будьте марафонцем, забейте на краткосрочные цели, больше спите и ведите дневник сна, выделяйте время на хобби, отдых, семью, отпуск… (ладно, не буду травить душу, дальше прочитаете сами).
Четыре истории от РП об увольнении с разбором, почему произошло, что стало причиной и триггером, как начинались и как заканчивались трудовые отношения. Как автор пытался адаптироваться и изменить ситуацию, но не мог из-за культуры и атмосферы, которую, в свою очередь, создавали руководители и их ценности.
Бу! Испугались? На самом деле это мелкая статья, но с потенциально интересной идеей: в истории человечества не получается вспомнить хотя бы одного значимого проекта, где успеха добивалась плоская команда. А успешный кейсов команд с тимлидами во главе — масса. Автор топит за команды с выделенным лидером и против бирюзовой анархии.
Что там по трендам? Ну, в целом, терпимо и нас еще не сокращают: AI-системы становятся частью управления командами, штат перестраивается с учетом копилотов, растут корпоративные базы знаний, всё более актуальна ИБ-гигиена (информационная безопасность), многие смотрят в сторону индивидуальных планов развития, микрообучения и UGC, ну и в тренде гибридные методологии.
Причины - никто не знает про инструкции, они не считаются обязательными, в них сложно разобраться, они не актуальны или, наоборот, слишком часто меняются. Узнали? Согласны? Тогда читайте 20 советов, может быть, не все безнадежно…
Ребята из МТС-Линк про собственную схему внутреннего обучения и найденный удачный баланс между общим и индивидуальным подходом, который не только развивает коллег внутри отдела, но и помогает найти путь развития в смежные отделы компании.
Автор статьи, - кстати, тот самый человек, который запустил в 90-ых Dendy, - рассуждает о системе мотивации сотрудников, которая является ключевым фактором успеха компании. ТОПам и линейным сотрудникам нужны разные мотивации, но при этом группы должны быть синхронизированы. Очень интересный и крайне прагматичный текст с примерами.
Как непросто приходится системному аналитику, если он и бизнес‑аналитик, и немного менеджер, и на дуде игрец и как с этим справляться.
Как сделать онбординг максимально эффективным и какие есть типы мотиваций сотрудников для определения рабочих инструментов для качественного взаимодействия с ними.
Прокрастинация мешает достигать личных и командных целей, но с этим можно справиться. Главное — понять её причину и подобрать способ, который поможет от неё избавиться. Среди методов борьбы с ней - правила 5 секунд / 2 минут / 5 минут, матрица Эйзенхаура, Помодоро, декомпозиция, визуализация задач и т.д.