Как сказки рекламируют бедность
Привет! Меня зовут Ирина Прокофьева. Последние 5 лет работаю в ИТ, участвую в создании цифровых сервисов и занимаюсь их развитием. А еще я сказкотерапевт и у меня есть необычное хобби – я пишу детские книги. Об одной из них я и хочу рассказать в этой статье. Если дочитаете, узнаете, почему сказки рекламируют бедность и что в этом плохого.
Что мешает нам стать успешными
Те, кто хоть немного погружался в психологию денег, да и вообще в психологию, знают, что нашими действиями управляют подсознательные программы, установки, когда-то приобретенные. Чаще всего – в детском возрасте. Фактически, у руля стоит подсознание, а сознание рационализирует – придумывает причины, по которым у меня получилось или не получилось.
Поясню на банальном примере.
Шаг первый. В семье нашего условного ребенка денег было мало, и родители часто из-за них ругались. К тому же, тоже рационализируя, мама и папа частенько отпускали фразы вроде «Ну, не в деньгах счастье. Главное, что мы все живы и здоровы, а остальное приложится» или «Ишь, только о деньгах и думают» (с негативной оценкой) и другие подобные выражения. В подсознании ребенка, безоговорочно доверяющего родителям, возникает установка: деньги – это плохо.
Шаг второй. Выросший с такой установкой взрослый старается стать финансово обеспеченным человеком, но разбогатеть не получается. В силу объективных причин, конечно. Периодически в его жизни могут возникать ситуации, когда он мог бы выйти на новый финансовый уровень, но тут подсознание начинает «спасать» своего человека от опасности (ведь деньги – это плохо, это зло, из-за них люди ругаются и разводятся, а богатые люди становятся высокомерными и жадными, помните? Нет? А подсознание всё помнит!) В результате человек поступает так, чтобы остаться на прежнем уровне дохода.
Шаг третий. Сознание рационализирует поступок – находит понятную причину, почему наш условный герой поступил именно так. «Я чувствовал, что не справлюсь», «так гладко не бывает, там был какой-то подвох», «сейчас неподходящее время» и тому подобное.
Далее шаг второй и третий повторяются по кругу, часто на протяжении всей жизни. Осознанные идут к психологу или на тренинги, чтобы заменить негативные установки на позитивные.
Или вот ещё, тоже очень распространенная история. Сначала мы всё детство слышим «хочешь? - перехочешь!», «размечтался», «губу закатай», «хотеть не вредно», «я тоже много чего хочу» и другие вариации на тему. А потом у взрослого человека спрашивают, чего он в данный момент хочет, о чем мечтает, или дают задание написать 100 желаний – а всё, не получается. «Хотелка» сломалась. Я себя не чувствую и не слышу. Живу из «надо», из того, что кто-то другой велел делать.
Как сказки рекламируют бедность?
Итак, хорошо, если мы осознанные родители (уверена, что большинство читающих эту статью такие и есть), не обрубаем «хотелки» на корню и не транслируем ребенку негативное отношение к деньгам. Но установки можно получить не только от родителей. Книги, фильмы, разговоры и поступки значимых взрослых также способны заложить подсознательные программы.
И печально здесь то, что при огромной ценности - художественной, эстетической, нравственной – большая часть сказок несёт все же негативные установки о богатстве.
В замечательной «Золушке» бедная героиня – добрая и трудолюбивая, а богатые сестры ленивые и злые. В трогательной «Девочке со спичками» бедная девочка замерзает, пока богатые равнодушно празднуют Новый год. В «Золотой антилопе» злой богач умирает из-за своей жадности. В любой сказке, где есть, к примеру, богатый и бедный брат – богатый окажется жадным, злым или глупым, а бедный – щедрым и смелым героем.
В сознании людей обладание деньгами вызывало и вызывает чувство вины, смущение, страх. До сих пор в нашем обществе тема денег – одна из табуированных тем, говорить о деньгах некомфортно и стыдно. Как пережиток советских времен, многим зазорно «делать деньги», а тем более – большие деньги.
Закономерно, что богатые герои многих сказок – отрицательные персонажи, которые нажили богатство нечестным путем или за счёт других людей. И так, кирпичик за кирпичиком, сказка за сказкой, закладываются установки, что деньги – это зло, а быть богатым – плохо, стыдно и опасно.
Польза от книги
Я написала свою книгу, чтобы у наших детей с самого детства формировались позитивные установки о богатстве. «Сказки для богатых детей» - это книга-психолог. Её цель - заложить «богатое» денежное мышление с детства с помощью методов сказкотерапии, чтобы ребенку было легче вырасти богатым и счастливым.
15 интересных историй
- формируют позитивные установки о деньгах
- мотивируют проявляться в мир, развивать таланты и следовать за мечтой
- учат быть щедрыми и открытыми к людям, миру и возможностям.
Книга учит идти к цели, верить в чудеса, быть смелыми, добрыми и благодарными. Позитивные установки о деньгах и самореализации помогают ребенку развить уверенность и вырасти успешным и состоятельным.
А добрые иллюстрации Кати Кузнецовой делают книгу теплой и душевной.
Каждая история демонстрирует один из принципов богатого мышления. Например, сборник начинается со сказки «Ворчун» - истории о том, как благодарность изменила жизнь зайки и сделала его счастливым и богатым. Сказка «Мышонок Ари» - это история самого настоящего стартапа) Из неё дети узнают, что нужно учиться у лучших, откладывать часть дохода и делать привычные вещи по-новому. А «Большое путешествие» раскроет секретный способ легко добиться даже самой большой и сложной цели.
Другие сказки расскажут, как стать и богатым, и счастливым, научат правильно загадывать желания и покажут примеры богатого и бедного мышления.
Почему книга - лучший подарок?
Над тем, чтобы книгу было приятно держать в руках, работала целая команда. Иллюстратор, дизайнер, верстальщик, и, конечно, сам автор. Все вложили частичку своей души, поэтому книга получилась душевной и красивой. А ещё она большая, полноценного А4 формата, и в твёрдой обложке - такую приятно иметь самому и дарить знакомым.
А главное, что это подарок со смыслом. Подарок, который может сделать жизнь лучше. Приятно, не правда ли?
Сказки понравятся детям от 3 до 9 лет (и вероятнее всего – их родителям). Продаётся пока на Wildberries, в декабре также появится на Ozon.
Буду рада вашим отзывам и комментариям!