Все о создании MVP: от идеи стартапа до минимально жизнеспособного продукта

Продукт, в котором набор функций сознательно урезан до минимума (одной или нескольких), необходимого для положительного пользовательского опыта, обычно для решения одной задачи. Создание MVP – один из важнейших компонентов «бережливого стартапа». Разработка MVP экономит время и средства за счет скорейшего перехода к стадии получения обратной связи от рынка и оперативной отбраковке или модификации неработающих гипотез. Собранная информация дает базу для дальнейшего развития и создания нужного продукта для потребителей, или же позволяет своевременно отказаться от реализации продукта.

Проверка такого продукта выполняется на небольшой части возможной целевой аудитории. Обычно это ранние последователи, которые могут простить недоработки и оценить видение будущего продукта, а также легко дают обратную связь.Иногда MVP даже не требует реализовывать в коде проверяемую идею. Например, если сервис предполагает автоматическое выполнение неких действий, на начальном этапе их могут выполнять вручную сами разработчики. Главное, чтобы пользователь оставался доволен.Не стоит путать MVP и PoC, Proof of Concept, доказательство, что некая концепция в принципе может быть реализована. В первом случае тестируется гипотеза в форме продукта, её соответствие запросам аудитории, готовность клиента платить за такое решение своей проблемы. Во втором – проверяются технические моменты для воплощения отдельных частей идеи. При написании MVP может проходить через стадию PoC или использовать её для оценки объема работ, учета технических сложностей или выбора подходящих технологий на раннем этапе, но не ограничивается ей.

Суть заключается в эффективном использовании времени и доступных ресурсов: с минимальными усилиями разработать MVP, чтобы быстро и дешево проверить (а в идеале и подтвердить) гипотезу на реальных клиентах. Путь от идеи до её тестирования пользователями сокращается, частота итераций возрастает, эволюция программы или услуги резко ускоряется, позволяя быстро захватывать рынок или адаптироваться к его реальным требованиям.

При проектировании MVP используют различные подходы к реализации, но все они нацелены на снижение требуемых для запуска усилий.Волшебник страны Оз: иллюзия продукта или его полноценной работыМетод часто называют волшебником (хотя честнее было бы сказать иллюзионистом) страны Оз в честь одноименного персонажа, который имитировал магические способности при помощи фокусов. Суть его в том, что если что-то можно не реализовывать, то это и не нужно реализовывать. Пользователю достаточно видимости того, что это делает MVP, а за фасадом программного продукта может скрываться сам разработчик, выполняющий операции вручную.Так, чтобы протестировать идею о продаже обуви через интернет, не требуется арендовать склад и закупать сапоги, писать ПО для управления логистикой и складскими запасами, не нужно мобильное приложение. Достаточно сайта и фотографий обуви из ближайшего магазина, а отправить пару можно и после заказа. Именно так начиналась империя Zappos.Консьерж: замена человека программойЭтот способ похож на предыдущий, но потребитель услуги изначально знает, что на начальном этапе его задачу будет решать реальный человек. Подход фокусируется на прямом контакте с пользователем, чтобы грамотно ему помочь и в то же время собрать данные для дальнейшего развития. Таким путем шла платформа Wealthfront, которая сейчас использует автоматизированные системы, чтобы помочь клиентам с финансовым планированием.Разрозненный MVP: не изобретать, а собрать из готовых продуктовМожно не тратить время на разработку продукта, а использовать уже существующие компоненты для промежуточных этапов получения результата. В дальнейшем выполняемые ими действия можно автоматизировать и включить в единую программу. Этот способ успешно применил Groupon: на первых порах автоматической рассылки предложений не было, как и социальных функций, а PDF для клиентов генерировал с AppleScript и рассылал через Apple Mail сам основатель.Один параметр: 1 продукт – 1 проверкаИногда достаточно реализовать всего 1 функцию. Так, Spotify на заре существования обеспечивал только лишь потоковое воспроизведение, без плейлистов и всего остального. Однако даже в таком виде он позволил проверить идею. Сегодня сервис доступен практически во всех странах мира.MVP без MVPТакже можно обойтись и вовсе без разработки продукта, достаточно донести идею до пользователей через контент и собрать отклики. Например, Dropbox начинался с поясняющего видеоролика, который принес десятки тысяч подписчиков. Или же можно анонсировать продукт и собрать на него заявки при помощи лэндинга или социальных сетей. В таком случае одновременно собирается и пользовательская база, с которой в дальнейшем намного проще работать, чем с холодными клиентами.Тимоти Феррис для своей книги о сокращении рабочей недели до 4 часов запустил онлайн-рекламу с различными вариантами названия. Затем он проанализировал CTR объявлений и дальновидно выбрал то, которое показало лучший результат. Книга стала бестселлером.

Все о создании MVP: от идеи стартапа до минимально жизнеспособного продукта
Начать дискуссию