Разработка платформы для управления программами акселерации и проектной деятельности
Несомненно, что в последние годы стремительно растет активность пользователей цифровых платформ как и потребность в подобных инструментах. Использование цифровых платформ облегчает взаимодействие участников в различных отраслях экономики и упрощает транзакции между пользователями. Это становится возможным благодаря систематизации и упрощению типичных действий участников путем создания алгоритмов.
За 10 лет проведения акселератора «Большая разведка» мы столкнулись с проблемой отсутствия комплексного инструмента для ведения акселерационной программы. Сегодня в процессе управления мероприятием используются различные разрозненные инструменты:
MS Excel – для ведения базы данных;
Гугл-формы – для отчетов по трекингу;
- Гугл-формы, Тильда, Jotform – для приема заявок;
- Почта, соц.сети, чаты – для коммуникации с участниками, экспертами;
- Трелло – для постановки задач.
Цель платформы
Поэтому нами была поставлена цель на разработку цифровой платформы сопровождения проектов (образовательная программа, трекинг, упаковка), управления программами акселерации (информационная кампания, прием заявок, экспертиза, модерация), информировании о программах поддержки (гранты, субсидии, конкурсы).
Глобальной целью проекта разработки платформы можно назвать совершенствование системы привлечения заинтересованных субъектов в технологическое предпринимательство, развитие информационного пространства систем поддержки инноваций, разработку инструментов управления программами акселерации и проектной деятельности.
Основными сегментами платформы являются стартапы, организаторы, эксперты, инвесторы, сторонние компании. Из них целевыми сегментами, чьи проблемы платформа решает в первую очередь, можно считать университеты, которые организуют внутренние акселераторы, независимые компании, организующие внешние акселераторы, и стартапы. Остальных участников платформы целесообразно учитывать как вторичные сегменты. Основная ценность платформы для них в снижении временных, документальных и коммуникационных издержек при работе с большим количеством участников акселератора, конкурса, проектной деятельности.
Какие проблемы может решить разрабатываемая платформа
Мы проанализировали тенденции развития технологического предпринимательства и инструментов проектной деятельности, особенно в регионах, и выявили ряд проблем:
1) отсутствие практических рекомендаций и удобных инструментов управления и сопровождения инновационных проектов;
2) большая доля затраты на администрирование акселерационных и консультационных программ (до 30% от бюджета);
3) проблема сведения, систематизации, представления и визуализации данных о проектах и участниках, что приводит к большим временным затратам, потере данных, проблеме выстраивания коммуникации со стартапами, экспертами, инвесторами;
4) отсутствие истории развития проекта, команды участника;
5) относительно большие временные затраты стартапов на заполнение каждой новой заявки на грант, конкурс.
Для решения указанных проблем и разрабатывается цифровая платформа.
Что уже сделано
1) разработана концептуальная модель и определены принципы построения цифровой платформы управления инновационными проектами;
2) составлена карта ролей и функций платформы;
3) разработан дизайн-макет платформы;
4) разработаны модули управления проектами, управления ролями, управления задачами;
5) разработаны блоки личного кабинета, мероприятия, проекта, трекинга, экспертизы, образовательной программы;
6) MVP платформы размещен по адресу http://startstage.ru/.
Емкость российского рынка
Использование полного функционала платформы возможно только при активном участии компании – организаторов акселераторов и конкурсов. Поэтому оценка рынка может быть произведена через основную функцию платформы – предоставление активационного доступа для акселерационных программ. Их пользователями являются университеты проектного обучения, региональные и корпоративные акселераторы. Реальный рынок по данным за 2018 год составляет 31 корпоративный, 42 региональных, 30 вузовских.
Исходя из этих данных, оценка емкости по методике TAM/SAM/SOM следующая:
SOM – 15 акселераторов;
SAM – 25 акселераторов;
TAM – 103 акселератора.
Величина издержек на документацию и коммуникацию с проектами составляет около 10% от всей стоимости акселератора. Поэтому размер платежей целевых сегментов колеблется от 50 тыс. рублей до 3 500 тыс. рублей с одного акселератора, в зависимости от масштаба. Расчет емкости в стоимостном выражении:
Реальный рынок: 21,75 млн.руб.
Доступный рынок: 36,25 млн.руб.
Потенциальный рынок: 116 млн.руб.
Планируемые каналы продвижения платформы:
1) Через личные контакты с организаторами акселераторов и конкурсов, в первую очередь из доступного рынка.
2) Участие в специализированных выставках, конференциях, форумах (Startup Village, Открытые инновации, Московский образовательный форум).
3) Размещение информации на специализированных информационных площадках, посвященных развитию инноваций (vc.ru, rusbase.ru, forbes.ru).
4) Директ-маркетинг – рассылка коммерческих предложений по e-mail организаторам.
В ближайшее время подробнее расскажем про разработанные модули платформы.