О планировке склада. Зона приемки
В бытность моего обучения на логиста преподаватели любили одним махом отделять прогульщиков от прилежных студентов простым вопросом: «Что такое склад?» Первые определяли его чем-то в роде "места хранения товаров». Преподаватель на этом моменте обычно зверел и сатанел, так как склад - это не мавзолей, а место для грузопереработки. То есть, приемки, размещения, комплектации, создания какой-нибудь добавленной ценности типа формирования промо-наборов и т.п.
Проблемы многих складов кроются в разнице этих двух подходов.
При строительстве и оснащении склада большинство из собственников/руководителей компании считают своим долгом установить как можно большее количество стеллажей, дабы разместить как можно больше товара и не слышать о проблеме «нет места» следующие несколько лет.
В этом им с радостью помогают поставщики стеллажного оборудования, часть из которых основной своей задачей видят продать (и заработать) как можно больше. И вот если на этой стадии у менеджмента склада не находится достаточно аргументов против такого подхода, сотрудники обречены вести работу в проходах:
1. выгружать товар некуда - вывозят в проезды между стеллажами;
2. вероятность моментально принять и сразу расставить на места хранения невысока, поэтому
3. товар стоит, занимает проезды и подходы к стеллажу. Для сборки заказов с ячеек сначала приходится отодвинуть все, перед ними стоящее. Иногда отодвигают в другой ряд, ибо в этом совсем негде развернуться. В результате время комплектации кратно увеличивается;
4. когда руки все-таки доходят до приемки, поставку приходится собирать по всему складу. И, разумеется, это тоже существенно медленнее, чем если бы все стояло в одном месте.
На описанные выше неприятности накладывается риск пересортицы принятого и непринятого товара. А в случае, если кто-то закатил паллет в ячейку первого яруса, чтобы просто иметь возможность пройти с тележкой, то искать его могут крайне долго.
Вторым подходом является создание зон приемки и комплектации достаточной площади, часто – в ущерб вместимости, зато с возможностью быстро принять/разместить, скомплектовать и отгрузить заказы клиентам. Мы же за оперативность, так ведь? Поэтому если деятельность вашей компании – это не услуги многовекового хранилища, придерживайтесь этого подхода!
Как посчитать необходимую площадь зоны приемки?
В интернетах и спец.литературе бродит множество формул для расчета, одна нежизнеспособней другой.
Почему они не работают? Потому что мало кто знает годовой объем поступления в тоннах. И среднюю стоимость 1куб.м. груза. Вот правда мало кто. И ряд других переменных тоже часто до конца неизвестны. Поэтому приходится упрощать методику )
Способ, которым я рекомендую пользоваться, максимально прост, описывается формулой:
Sприемки = (Sпарт.*n1+Sп.п.*n2)/kисп.Sп.
Sпарт. – площадь, требуемая для размещения выгружаемых из одного ТС ТМЦ;
n1 – количество транспортных средств, которые могут поступить в день;
Sп.п. – площадь поста приемки (необходимая для организации стационарного рабочего места) – 1,04 м2;
n2– количество постов приемки;
kисп.Sп. – коэффициент использования площади зоны приемки. Принимается экспертным путем с учетом конфигурации зоны.
Например:
Вводные данные:
- в основном товар к вам привозят еврофурами на паллетах (33 европаллета в машине). Площадь, занимаемая одним европаллетом – 0,96 кв.м.;
- при этом в среднем в день поступает 1 машина;
- у вас один пост (=рабочее место) для приемки;
- зона приемки стандартная, поэтому коэффициент использования площади примем равным 0,5 (для проходов и проездов с тележкой между поддонами).
Данная формула предполагает, что товар в зоне приемки у вас не хранится больше 1 дня, то есть приемка проводится оперативно. Если у вас сроки проведения приемки больше, либо требуются всякие доп.процедуры типа входного контроля качества, то получившийся в итоге результат надо умножить на средний срок нахождения товара в зоне. В нашем случае, допустим, 1 день занимает приемка, и 1 день – входной контроль. Тогда необходимая площадь составит 65кв.м.*2 дня = 130 кв.м.
Так же сюда не заложен коэффициент неравномерности потока. Потому что достоверно его определить непросто. Если у вас высокая сезонность – тогда зону приемки считайте под пиковые сезонные значения. Если у вас в течение недели большие колебания – усреднение количества поставок проводите по верхней границе значений.
Если все равно очень хотите добавить коэффициент – тогда не отказывайте себе в этом удовольствии )
И в заключение: зона приемки нужного размера подобна большой прихожей - роскошь, доступная не всякому ) И, вместе с тем, это одно из важных условие нормального функционирования склада