Как стать спокойнее и следовать за порывами души: истории о финансовых потерях, переезде в другую страну, необычных проектах

Ольга Суханова – сертифицированный коуч и основатель школы для русскоязычных детей во Франции, делится своим личным опытом и доказывает: стать спокойнее, несмотря на разные неожиданные события и реализовывать интересные проекты в другой стране – возможно.

Фото из личного архива Ольги Сухановой 
Фото из личного архива Ольги Сухановой 

Представьтесь, пожалуйста. Как Вас зовут. Статус. Должность. Расскажите о том, чем занимаетесь.

Меня зовут Ольга Александровна Суханова. Я – сертифицированный коуч, основатель и руководитель школы для русскоговорящих детей во Франции. Являюсь ТРИЗ-педагогом II уровня. Помогаю детям развиваться, а взрослым – управлять мышлением и эмоциями.

Провожу сессии на русском и французском языках, применяю в работе и жизни инструменты экспоненциального коучинга.

Миссия нашей школы – воспитывать вместе с родителями детей-творцов, помогая им сохранить родной язык. Школа использует уникальную программу, разработанную на основе Самарского варианта ТРИЗ-педагогики.

Моя цель как коуча – помогать людям обрести спокойный ум.

Я делаю то, что не могу не делать. Хочу, чтобы детям в школе было учиться интересно, чтобы они получали качественное образование, чтобы им было легко. А для этого нужно начинать рано. Стремлюсь к тому, чтобы в мире было меньше страданий, больше красоты и любви.

С Рашидом Хамзовичем Шариповым – создателем
Экспериментального Детского Института Творчества (ЭДИТ)  
С Рашидом Хамзовичем Шариповым – создателем Экспериментального Детского Института Творчества (ЭДИТ)  
С Михаилом Саидовым – основателем Академии Экспоненциального коучинга 
С Михаилом Саидовым – основателем Академии Экспоненциального коучинга 

Что такое экспоненциальный коучинг? В чём его отличие от классического коучинга?

Помните, как мы рисовали графики функций на уроках математики? Изображение линейной функции – это прямая линия. Если же посмотрим на экспоненциальную функцию, то увидим дугу, которая резко устремляется вверх.

Не случайно название отсылает нас к науке. И мне очень нравится девиз ЭДИТ: «Служу науке, ибо знание – сила».

Экспоненциальный коучинг отличается научным подходом и опорой на исследования в нейронауках и психологии.

На первых встречах я помогаю лучше узнать себя, рассказываю о том, к чему человек предрасположен генетически. Это позволяет увереннее опираться на свои сильные стороны.

На пятьдесят процентов поведение человека зависит от генетики.

Также мы подвержены влиянию окружающей среды. Чтобы приспособиться ко всему, что происходит, человек учится использовать те или иные стратегии поведения, приобретает определённые убеждения.

Эти приобретённые стратегии показываю, объясняю, как работает мышление, как рождаются эмоции, о чём они нам хотят сказать. Затем начинается работа по «растворению» или переписыванию повторяющихся неконструктивных способов реагировать.

Вторым отличием экспоненциального коучинга является идея нелинейности.

Жизнь – это неравномерное движение к успеху. Сначала мы идём медленно и пытаемся разобраться, но в какой-то момент происходит прорыв. И это похоже на дугу Экспоненты, которая взмывает вверх.

Что мы делаем, чтобы приблизить изменения? Коуч помогает убрать то, что не служит целям: неконструктивные убеждения и стратегии поведения. Помогает, когда необходимо реконсолидировать или перезаписать болезненные воспоминания.

Ещё одним отличием является возможность работы без запросов.

Конечной целью работы с коучем является обретение спокойного ума, когда человек становится неудержимым в достижении любых целей. Я учу человека управлять мышлением и эмоциями, это меняет его состояние.

Когда человек приобретает новое состояние спокойного ума, жизнь меняется экспоненциально.

Принципы экспоненциального коучинга:

· Видение насквозь,

· Способность слышать за словами,

· Идти по пути искренности,

· Пройти до конца,

· Быть продуктом своего продукта: коуч передаёт навыки работы с эмоциями и мышлением и навыки самокоучинга, которые освоил сам.

Если совсем коротко, то экспоненциальный коучинг – это, в первую очередь, работа с состоянием, а не с целями. Коучинг помогает разделить мысли на факты и интерпретации, избавиться от негативных эмоций и научиться быть в гармонии с собой и миром. Это глубокий процесс, который помогает перестать быть заложником своих мыслей и эмоций и увидеть, как прекрасна жизнь, стать автором своей жизни.

Как Вы к этому пришли? Расскажите, пожалуйста, подробнее Вашу историю. Два падения и два взлёта минимум.

Я всегда шла за своим интересом. Это осознание пришло ко мне во время обучения в Академии Экспоненциального Коучинга.

Когда я не нашла школу для своих детей, о какой мечтала, мы с подругой в 2019 году такую создали сами: нашли деньги, отремонтировали помещение. Я вложила то, что у меня оставалось от продажи квартиры. Нашли единомышленников.

За стремлением создавать своё, стать предпринимателем было желание передать когда-нибудь эти навыки своим детям.

Чтобы осуществить задуманное, я решила не возвращаться в компанию, в которой до декрета проработала несколько лет. Несмотря на то, что меня ждали хорошая должность, статус менеджера среднего звена Cadre, постоянная работа с контрактом CDI, интересные командировки. Сама компания располагалась в деловом центре La Défense. Её акции входили в CAC40 – сорок крупнейших акций, котирующихся на Парижской фондовой бирже.

Йемен. Строительство завода по обработке сжиженного природного газа
Фото из личного архива Ольги Сухановой
Йемен. Строительство завода по обработке сжиженного природного газа Фото из личного архива Ольги Сухановой

Недвижимость

Работа позволила мне накопить нужную сумму на первый взнос и купить квартиру в двенадцатом округе Парижа. (Научилась откладывать деньги я благодаря книге немецкого миллионера Бодо Шеффера «Собака по имени Money», которая как-то попала мне в руки).

Впоследствии я сама вдохновила на покупку квартир несколько своих подруг.

Кстати, как-то на консультации астролог сказала мне, что у меня несколько предназначений – быть учителем, наставником, запускать новые проекты, компании и… заниматься недвижимостью.

Дети и детские проекты

У нас родились две девочки. В декрете я перечитала огромное количество книг и увлеклась идеями раннего развития детей. Увлеклась настолько, что начала вести свой блог и захотела открыть школу.

Помогли принять решение оставить работу в найме поддержка сотрудницы на бирже труда и ещё одна книга Елизаветы Бабановой.

Идею поддержали мэрия, мой любимый преподаватель восточных танцев Летиция Кёлар - Laetitia Cuellar или Ciya, мой муж, родители. Оглядываясь назад, с благодарностью вижу, сколько людей сопричастны созданию школы.

Школа – мечта и вызовы

В период пандемии, когда нечем было платить за аренду, и у меня начались панические атаки, пришла поддержка и финансовая помощь в лице родителей одного из учеников. Всем им безмерно благодарна.

Я люблю пространство нашей школы, мне нравится работать с детьми.

До того как мечта стала реальностью, за короткий срок пришлось быстро освоить несколько новых профессий, чтобы создать бизнес-план, написать устав, научиться вести бухгалтерию, получить необходимые разрешения, продумать дизайн помещения, организовать ремонт, найти средства, создать сайт. С одной стороны есть алгоритмы, ты им следуешь, но объём работы, новой информации – это определённый вызов. Когда рабочие процессы были запущены и налажены, поняла, что продолжаю жить в стрессе, в тревоге. Захотела разобраться с этим, избавиться от тревоги, стать спокойнее.

Коучинг – знакомство с собой и работа с мышлением

И пришла в коучинг – сначала как клиент, потом решила учиться на коуча. Писала об этом в блоге.

Выяснила предпосылки своей тревожности. Оказалось, что у меня высокий уровень невротичности. То есть, есть склонность интенсивно реагировать на негативные стимулы, уязвимость к стрессу. Высокая невротичность помогает всё контролировать, предвидеть возможные риски, «выжить», помогает быть предпринимателем, но заставляет страдать.

Работа с личным коучем помогла уменьшить тревогу. Я научилась разделять мысли на факты и на интерпретации.

И получила то, за чем я пришла в Академию: коучинг помог мне почувствовать себя лучше. И мне нравится помогать другим почувствовать себя лучше.

Кто Ваши клиенты, в первую очередь?

В школе – это родители, которые доверяют нам самое дорогое – своих детей. В коучинге – предприниматели, врачи и специалисты помогающих профессий, занимающиеся саморазвитием, работающие мамы, которые:

· Устали от напряжения, стресса и тревоги в погоне за достижениями.

· Часто чувствуют раздражение.

· Боятся перемен, но хотят изменений.

· Переживают кризис в отношениях или карьере.

· Пережили развод или разрыв отношений и боятся строить новые.

· Хотят избавиться от тревоги, раздражения, чувства вины и стыда.

· Хотят научиться управлять своими эмоциями и жить в состоянии радости.

Я работаю индивидуально и с парами, которые хотят улучшить отношения, навыки коммуникации.

Какие у Вас были необычные клиенты – самые маленькие и самые возрастные, например?

Полуторогодовалые и двух-трёхлетние малыши и их родители, когда я обучала самых маленьких детей в школе.Женщина-адвокат, которая достигла пенсионного возраста, но продолжает адвокатскую практику.

Когда я работала руководителем Службы Волонтёров на четырёхдневном трансформационном коучинговом тренинге Михаила Саидова «Иллюминация», то нашими клиентами были четыреста человек из разных уголков Земли, объединённых желанием получить новый опыт избавления от иллюзий и обретения настоящего я.

Какие у Вас были провалы, неудачи, неприятности? Если были и готовы про них рассказать. И главное: какие уроки Вы извлекли?

После окончания университета, я работала помощником двух менеджеров по подбору персонала. Каждому казалось, что я уделяю больше времени задачам другого, меня уволили. Я переживала, задавала себе вопросы, почему это случилось. В новой компании училась выстраивать взаимодействие с коллегами более эффективно.

Несколько лет спустя я потеряла крупную сумму денег, продав квартиру в Париже и вложив их в строительство дома в России. Купила участки в красивом месте на Рижском шоссе, сама придумала дизайн дома, мечтала летом приезжать в деревню. Строительная фирма, которая должна была построить несколько домов, обанкротилась. Деньги не вернули. Этот опыт научил меня не вкладывать последние деньги и тщательно проверять партнёров.

Хочется добавить и про взлёты.

Начала изучать французский и попробовала виндсёрфинг в 20 лет, начала учиться танцевать в 23 года, бегать – ещё позже, поступила в Школу драматического искусства и взяла интервью у Бернара Вербера, автора книги «Муравьи» в 30 лет, встала на горные лыжи и сыграла на французском на сцене театра в Париже в 33 года. Продолжение следует🙂

Уроки, которые я извлекла:

1. Учитесь на неудачах.

2. Диверсифицируйте риски.

3. Начинать никогда не поздно.

4. Дорогу осилит идущий.

5. Мечты сбываются.

 Фото из личного архива Ольги Сухановой
 Фото из личного архива Ольги Сухановой

Кто Ваши наставники в жизни и в бизнесе?

Я вложила в своё образование более 50 тысяч евро. Бесконечно благодарна каждому учителю, у которого училась и учусь.

Училась любви, мудрости и доброте у родителей, у бабушек и дедушек, у своих детей, у любимой Ольги Яковлевны Кабановой, научного руководителя на кафедре факультета психологии МГУ. У преподавателя балета незабываемой Валентины Ивановны Лопатиной: «Работай с телом. Как ты собираешься кем-то руководить, если твои ноги тебя не слушают?» Училась дисциплине, важности системного подхода в преподавании и ответственному отношению к своему делу у моего репетитора по английскому языку Нелли Ивановны Ильиной.

Училась любви и доброте у воспитателя детского сада Надежды Степановны Голубевой. У Нины Дмитриевны Семёнкиной, у которой снимала комнату на Бабушкинской. Нина Дмитриевна по утрам варила мне кашу как родной внучке. У заслуженного артиста России Олега Владимировича Мокшанова, у Евгении Желибтер, у замечательного коуча Марины Галан, с которой недавно познакомилась на «Иллюминации».

Все они верили, верят в меня, поддерживали и поддерживают. Дарили и дарят свою любовь и поддержку окружающим. Олегу Владимировичу я также благодарна за уроки актёрского мастерства, за то, что помог осуществить мечту сыграть на сцене. Благодарна элегантной, доброй и красивой Нине Петровне, которая два года учила меня шить на курсах кройки и шитья. Эти навыки впоследствии мне очень пригодились – я шила белый плащ Понтию Пилату к дипломному спектаклю «Мастер и Маргарита» и красный занавес для занятий театром в нашей школе. Благодарна преподавателям и студентам школы драматического искусства Флоран Florent, с которыми я прошла большой и интересный путь.

Мне повезло получать знания из рук лучших учителей.

Обучение у Павла Викторовича Тюленева - своевременное развитие детей - бесценно.

У Рашида Хамзовича Шарипова – ТРИЗ-педагогика и любовь к детям - бесценно.

Видеолекции великого педагога Виктора Фёдоровича Шаталова – бесценно: «Знания - первичны, творчество - вторично. Пустая голова не мыслит!»

Считаю своими учителями ректора Института Практической Психологии Николая Ивановича Козлова и ректора петербургского Аграрного университета Виктора Алексеевича Ефимова после его лекции о Боге и других лекций.

Я благодарна Кристин Салон Christine Salaun из Торговой Палаты Парижа за помощь в написании бизнес-плана и за содействие в открытии школы. А также Люси Абьвизо Lucie Abuiso из BGE de PaRIF – организации, созданной для поддержки предпринимателей Парижского региона, за помощь в подготовке проекта школы танцев для малышей.

Благодарна Елене Долинской, генеральному директору Академии Экспоненциального Коучинга Михаила Саидова за пример построения бизнеса с большой миссией, за элегантность. Благодарна команде Академии и студентам, с которыми я соприкасалась, за создание пространства для роста, в котором тебя принимают.

Благодарна Михаилу Саидову, основателю Академии Экспоненциального Коучинга, который оказал огромное влияние на мою жизнь. Благодарна ему за знакомство с экспоненциальным коучингом, за «Денежную революцию», за «Иллюминацию», за дорогу домой, за то, что я стала спокойнее, за навык получать удовольствие от каждого прожитого дня, за расширение.

Благодарна моему личному коучу Ольге Монт – за бережное сопровождение и поддержку, её вопросы запускали процессы глубоких изменений.

Благодарна Меди Баэру Mehdi Baer – за навыки работы с подсознанием, Павлу Ракову, Оксане Терлецкой и моему преподавателю йоги Йоану Шаими Johann Chaimi – за энергетические практики.

Благодарна Татьяне Якуниной (Румянцевой) за красоту и идеи по организации домашнего пространства. Людмиле Симиненко за рецепты стройности, Ицхаку Пинтосевичу за программу «Победа» и новое тело, за Новый Код Коучинга, коучу Елене Ходаковской за новые идеи. Благодарна Анне Марии за знания по ароматерапии и Чулпан Гилязовой за ранний отход ко сну. Алёне Россошинской и Наталии Борисенко за осознанное управление мимикой, Екатерине Кюршевой и Дмитрию Ягудину за то, что открыли для меня нейрообаяние, которое мне ещё только лишь предстоит освоить. Благодарна моим учителям танцев Дмитрию Ивановичу Мартьянову, чемпиону Франции по бальным танцам Сержу Галино Serge Gallinaud и обворожительной Сия Ciya.

Благодарна Александру Высоцкому за вводную программу по систематизации бизнеса. Благодарна Алексею Шишкину за программу «Мечта», за вдохновение и мотивацию: «Инвестиция в себя – лучшая инвестиция во все времена. Деньги всегда приходят на мечту, к тому, кто готов работать, к расширению.»

Благодарна Анастасии Емельяновой, Екатерине Иноземцевой и Оксане Бондаренко за писательское вдохновение, Евгении Павловской за трепетное отношение к маме, за базовые знания о работе систем, Елизавете Бабановой и Антону Каратасюку за знакомство с кармическим менеджментом, Ирине Клейман за женственность, за первые шаги в продвижении.

Благодарна Екатерине Лега, Екатерине Волковой, Анне Зинченко, Кэт Пронченко, Алёне Марковской, Ольге Кей за аутентичность, храбрость и примеры проявленности.

Огромная благодарность всем, кто создаёт нашу любимую школу!
От всей души хочу сказать спасибо Ларисе Туйон – соосновательнице школы, моей верной поддержке и опоре. Именно с Ларисой мы прошли через всё: от первых шагов до маленьких побед. Бок о бок, день за днём, мы развивали нашу школу, преодолевая все трудности и делая её такой, какой она является сейчас.

Особая благодарность всем нашим преподавателям – тем, кто был с нами с самого начала и кто продолжает работать сейчас. Их профессионализм, любовь к детям и преданность своему делу – это основа нашей школы. Они не просто учат – они вдохновляют, поддерживают и открывают детям мир знаний. Благодаря им школа стала местом, куда хочется приходить снова и снова.

Я благодарна Свете Исаевой, Марселю Казакову за то, что умеют дружить и поддерживать. Умение поддержать, увидеть и вдохновить - это же тоже часть наставничества.

Благодарна своим любимым мужу, детям, родителям, брату, всем родным и близким, любимым подругам детства за их любовь и поддержку – в какие-то моменты они тоже были моими учителями и являются ими.

Ваши ценности?

Свобода, достоинство, уверенность в завтрашнем дне, созидание, любовь, красота, сострадание, забота о детях и уважение к старшим, умение радоваться, познание, лёгкость, чистота, настойчивость и вера.

Ваш рекомендуемый топ-10-20 книг и топ-5-10 фильмов?

Если говорить про литературу о детях, то это:

«Читать раньше, чем ходить», Павел Викторович Тюленев;

«Экология младенчества. Первый год», Михаил Трунов и Леонид Катаев;

«Как вырастить ребёнка счастливым. Принцип преемственности», Жан Ледлофф;

«Научное познание любви», Мишель Оден;

«Как любить детей», Шалва Александрович Амонашвили;

«Нужны ли детям ясли?», Стив Биддалф;

«Как любить ребёнка», Януш Корчак;

«Жизнь без подгузников», Ингрид Бауэр;

«Я учусь быть мамой. Я учусь быть бабушкой», Лена Алексеевна Никитина;

«В начале было детство», Елена Макарова;

Художественные произведения:

«Ложится мгла на старые ступени», Александр Чудаков;

«Атлант расправил плечи», Айн Рэнд;

«Пора прекратить умирать», Александр Клюев;

«Идиот» и «Братья Карамазовы», Фёдор Михайлович Достоевский;

«Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков;

«Доктор Живаго», Борис Пастернак

«Как работает йога», Майкл Роуч;

«Древний. Катастрофа», Сергей Тармашев;

«К дзену на шпильках», Елизавета Бабанова;

«Любовь, свобода, одиночество. Новый взгляд на отношения», Ошо.

Фильмы:

«Законный брак» режиссёра Альберта Мкртчана;

«Джузеппе Москати: Исцеляющая любовь» Джакомо Кампиотти;

«Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая;

«Унесённые ветром»;

«Оскар» с Луи де Фюнесом по пьесе Клода Манье;

«Хон Гиль Дон».

Ваши цели на 1-5-10 лет? Планируете ли Вы так надолго сейчас?

Хочу продолжать идти за своими интересами, развивать школу и работать над новыми проектами, продолжать делать то, что вдохновляет, что не могу не делать.

Планирую развивать нашу школу, есть новые проекты, например, связанные с театром и танцами. Задумываюсь о применение коучинговых инструментов в работе с детьми.

В этом учебном году закончу обучение в Лиге – программе, четыре направления которой ведут преподаватели с мировыми именами. Это новые направления, мы изучаем коучинг отношений, c нами работает Эллин Бейдер и её команда из Института пар, мы осваиваем навыки супервизора и ментора, знакомимся с аспектами работы с депрессиями и травмами в MCP коучинге.

Смогу передавать это. Я всегда делюсь тем, что знаю, для меня важно передавать опыт дальше.

Хочу быть частью Академии, вносить свой вклад в её развитие.

Когда находилась в альфа-состоянии в медитации о будущем на ноябрьской «Иллюминации», то видела огни и зал, заполненный танцующими и поющими участниками мероприятия, завораживающую красоту движений, слышала, как в песне свободно льются голоса.

Вижу себя вкладом в расширение других, в достижение свободы: свободного проявления. Мне нравится передавать навыки, обучать, помогать другим обретать спокойный неудержимый ум, приводить к состоянию, в котором многое становится возможным.

Буду продолжать рассказывать будущим родителям о том, что важно развивать детей с рождения.

Планирую вновь больше уделять времени финансовой сфере, а также работе с телом и своим увлечениям: игре на пианино, пению, театру, танцам, прогулкам на природе.

Хочу больше времени проводить со своей семьёй, путешествовать, выступать и продолжать учиться. Люблю открывать новые места, знакомиться с новыми людьми. Встречи вдохновляют, обогащают, каждая поездка наполняет, расширяет, дарит радость.

Уже посетила двадцать одну страну: Норвегию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Грецию, Грузию, Беларусь, Украину, Тунис, Доминиканскую Республику. Несколько раз была в Турции, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Монако, Марокко, Египте, Йемене и на Кубе. Испанию, Турцию и Йемен очень люблю. Летала на Мартинику – заморский департамент Франции. После рождения старшей дочки получила гражданство Франции. В Йемене мы с братом и с родителями жили в детстве, потом летала туда в командировки. В Турции я студенткой почти каждое лето работала аниматором с детьми. В Германии тоже работала студенткой по обмену.

Фото из личного архива Ольги Сухановой
Фото из личного архива Ольги Сухановой

Какой бы вопрос вы задали сами себе? И обязательно ответьте на него.

Что я могу сейчас дать этому миру?

Ко мне можно прийти, чтобы познакомиться с собой, понять, как работает мышление, изменить состояние, перезаписать нейронные связи, начать действовать по другому и чувствовать себя лучше. Я могу исцелять, обучать навыкам работы с подсознанием.

Могу поделиться опытом открытия школы, выступить с докладом о методах раннего развития.

Как может быть ещё лучше? Как я могу стать ещё больше?

Через созидание. Ежедневно делать очередной шаг, который будет открывать новые возможности, потом ещё один и ещё. Через фокус на балансе при развитии разных сфер жизни. Через веру, любовь, благодарность, освобождение ума и пространства от лишнего, от того, что не моё, состояние спокойной радости, через доверие, искренность и храбрость, через работу с телом, через проявление, движение, действия.

Как стать спокойнее? Поделитесь конкретными рекомендациями.

  • Разделяйте мысли на факты и интерпретации.
  • Учитесь замечать свои эмоции и их причины.
  • Научитесь замечать, когда активируется внутренний критик. Предложите ему новые роли – адвоката, советника из будущего, чтобы он занимался поиском альтернативных вариантов, опирался на факты.
  • Познакомьтесь с внутренним поддерживающим родителем или другим поддерживающим взрослым. Попросите его поддерживать вас чаще.
  • Занимайтесь телом и лицом.
  • Освобождайтесь от привычек, которые не служат вашим целям.
  • Ежедневно благодарите себя и других за то, что у вас есть.

Напоследок, пожелание читателям

Наслаждайтесь книгами и фильмами, музыкой, красотой природы, общением с близкими, живите на пике своего потенциала. Пусть в вашей жизни будет больше радости, любви и свободы!

Как стать спокойнее и следовать за порывами души: истории о финансовых потерях, переезде в другую страну, необычных проектах

Удачи и до новых встреч! С уважением, Ольга

Если вы подписаны на страницу Ольги, то там можете получить анкету и записаться на личную встречу с ней: поговорить о тех вопросах, которые были озвучены в этом интервью.

Прямая ссылка – подписывайтесь здесь.

Вопросы к читателям

Что вам показалось самым интересным в этой статье?

Расскажите о своём опыте открытия любимого дела.

Случалось ли вам терять деньги?

Как удаётся сохранять спокойствие в сложных ситуациях?

Какой вопрос хотели бы задать Ольге?

1
Начать дискуссию