Логопед и психолог — новые супергерои в детских школах
Трендсеттерами на бережное отношение к своему ментальному здоровью в образовании смело можно назвать частные школы. На сегодняшний день, почти в каждом негосударственном образовательном учреждении есть педагоги дополнительного образования — психологи и логопеды. Директор образовательных центров Bright Елена Зименкова рассказала, нужен ли детям в начальной школе психолог и как логопед помогает решить проблему задержки речевого развития ребенка.
Педагог-психолог
Современное школьное образования все больше ориентировано на индивидуальные качества учеников. В связи с этим происходит изменения образовательных задач и в целом требования к кадрам. С каждым годам выделяется все больше категорий учеников: одаренные дети, с низкой успеваемостью, школьники-инвалиды или обучающиеся из неблагополучных семей. Каждая категория учащегося требует внимания и сопровождения. Поэтому присутствие педагогов дополнительного образования в штате школы также важно как, например, педагогов-предметников. По статистике, педагоги дополнительного образования составляют около 2.7% от численности учительского состава. Примечательно также и то, что почти половина специалистов-психологов трудоустроились до 5 лет назад. Скорее всего, это связано именно с ростом популярности и востребованности этой профессии на рынке.
В частном образовательном секторе педагоги дополнительного образования играют большую роль. Они работают не только в школах, но и негосударственных детских садах. Среди основных задач там — психологическая диагностика на готовность ребенка к детскому саду и составление психолого-педагогической карты.
В частных школах педагог- психолог следит не только за эмоциональным фоном всего класса, но и каждого конкретного ученика. Этим, обычно, занимается тьютор. Тьютор — это педагог или психолог, который сопровождает отдельного ученика и создает среду для его гармоничного развития. Он узнает семью, изучает личные особенности ребенка. Такой индивидуальный подход возможен еще благодаря тому, что в негосударственных школах количество детей в классах меньше, чем в обычной. Поэтому наблюдать и корректировать поведение ученика — легче.
Очень часто родители просят школьного психолога проработать какие-то волнующие ребенка моменты. Психолог, безусловно, сделает это профессиональнее и “мягче” самих родителей.
Стоит помнить, что скучными тестами и картинками школьника младших классов сильно не заинтересовать, поэтому педагог должен выбирать такую методику, которая позволила бы ему узнать о ребенке больше, чем он сам может о себе рассказать. Например, в последнее время стали популярны: сказкотерапия, особенно это актуально для начальных классов, занятия по развитию эмоционального интеллекта и командообразованию. Все софт скиллы, которые получает ребенок в школе, очень часто — заслуга психолога.
Но прежде всего психолог должен быть профессионалом с высшим или средне специальным образованием по направлению “Педагогика и психология”.
Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации. Кроме того, не лишними будут сертификаты о пройденных практикумах и курсах, практический опыт консультирования. Важно и постоянное саморазвитие, повышение квалификации.
Педагог- логопед
Проблема задержка речевого развития у детей за последние годы стала ведущей в логопедии. Согласно статике Минздрав РФ почти 30% детей от 3 лет имеют проблемы с формированием речи. Эта проблема присутствует также у каждого четвертого ребенка-дошкольника и у 15% школьников. Диагноз задержки речевого развития устанавливают мальчикам в 4 раза чаще девочек.
Если вовремя не заняться такими патологиями, то ребенок, скорее всего, будет испытывать трудности по русскому языку, чтению и другим предметам. Кроме того, у ребенка могут появиться проблемы в адаптации в школе и даже комплексы по поводу собственной речи. Поэтому задача школьного логопеда на ранних этапах выявить нарушения и грамотно их корректировать.
Школьный логопед не только исправляет неправильное произношение, он развивает всю речевую систему комплексно: накопление словаря, развитие грамматической стороны речи, составляет программы реабилитации, корректирует такие нарушения как дислексия и дисграфия.
Работа логопеда и ученика всегда происходит в индивидуальном формате с учетом особенностей всех нарушений и соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка. Логопед подбирает нейропсихологические упражнения, в некоторых случаях — использует балансиры, которые помогают ребятам развивать правое и левое полушарие. Не стоит забывать, что эффективность коррекции зависит не только от участия педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Образование логопеда в России можно получить в вузе на кафедре факультета дефектологии и специальной педагогики. Еще один способ — переподготовка, но подойдет только тем, у кого уже есть высшее образование.
Ментальное здоровье — один из трендов в образовании. Особенно ярко это прослеживается в частных школах. Во-первых, потому что детей в частных школах меньше и у преподавателей есть возможность обращаться к каждому ребенку индивидуально. Это касается не только образовательных моментов, но и, например, каких-то психологических сессий или занятий с логопедом.
Во-вторых, в частных школах есть маркетинговая составляющая. Если в классическую школу дети обязаны ходить нравится им это или нет, то руководство частной школы и педагоги заинтересованы в том, чтобы внутренний климат в школе был дружественный и ребенок с радостью приходил на занятия.