Управленческий учет в стоматологии
Всем привет!
Меня зовут Илья, я финансовый директор в стоматологии Артис, Рязань.
Недавно, в одном ТГ канале, посвященному стоматологиями, разбирали структуру управленческого учета. И автор утверждал, чтобы получить чистую прибыль, нужно из выручки вычитать дивиденды собственника. Это ошибка!
Поскольку он вводил в заблуждение порядка 1000 человек, я решил написать эту статью, где простым языком рассказать про структуру учета. Вдруг люди из его канала решат погуглить…
Всего в управленческом учете три отчета:
1. Баланс
2. Отчет о прибылях и убытках (или ОПиУ или P&L)
3. Движение денежных средств (ДДС или CashFlow).
О балансе для стоматологии расскажу в отдельной статье. В этой подробно остановимся на двух отчетах – отчете о прибылях и убытках и движении денежных средств.
Отчет о прибылях и убытках
Важнейший отчет для стоматологии. Показывает, насколько эффективно работает клиника в конкретный период времени. Именно здесь можно рассчитать точку безубыточности клиники, понять свою чистую прибыль. Исходя из нее принимать решения о доп. инвестициях в маркетинг, в оборудование и тп. Отчет помогает перераспределять расходы между статьями затрат, отсекать ненужное.
Пример полезности отчета ОПиУ для Артис
Когда мы определили точку безубыточности, собственник понял, что может инвестировать дополнительные 120 тыс. в маркетинг. Эта инвестиция принесла в будущие месяцы 600 тыс выручки.
Структура отчета ОПиУ
Сперва идет выручка. Важно! Выручкой считаются деньги по услугам, оказанным в этом периоде времени. Аванс не считается выручкой.
Из нее вычитаем зарплату в этом периоде и материалы, которые пошли на оказание этих услуг (из этого периода времени). Получаем маржинальную прибыль.
Цель клиники – достигнуть показателя 45% по маржинальной прибыли.
Хороший показатель - 40%. Если не достигаете – нужно:
а) поработать с прайс-листом
б) проверить фин. условия по врачам
Далее из маржинальной прибыли вычитаем маркетинг. Получаем валовую прибыль. Здесь цель – 30%.
С маркетингом надо работать максимально аккуратно. Просчитывать стоимость лидов по каждому каналу, устанавливать целевые значения затрат на маркетинг в % от целевой выручки. Как мы это делаем в нашей клинике, расскажу в отдельной статье.
Далее постоянные затраты, вычитаем, получаем операционную прибыль. Цель – 20%.
В нашей клиники проходят регулярные встречи, где мы строим план, как достичь целевых значений по прибыли.
И наконец, вычитаем налоги, амортизацию и проценты по кредитам – получаем чистую прибыль.
Чистая прибыль по сути своей и есть заработок собственника – он может ее выплатить себе в виде дивидендов, или инвестировать в развитие бизнеса.
Отчет - движение денежных средств
Помогает избежать кассовых разрывов и спланировать затраты. Показывает, сколько можно вытащить из бизнеса дивидендов.
Здесь цифры – это движение средств на расчетном счете и наличных средств в кассе в течение месяца.
Структура отчета похожая. Ключевой показатель – сколько итого за период бизнес дает поступлений/выбытий.
На основе него можно планировать дополнительные затраты, инвестиции, или выдать себе дивидендов без рисков для бизнеса.
Задавайте вопросы/пишите комментарии, буду благодарен.
Считайте цифры, это поможет расти вашему бизнесу быстрее!